Всем непоседам непоседы. Почему мы не замечаем проблем гиперактивных детей?
Ребёнку-егозе нужна помощь специалистов – это позволит подтянуть его к норме. / Freepik / freepik.com
Есть дети, активности которых хватило бы на троих: малышами они не способны усидеть на месте – беспрерывно прыгают, бегают, ерзают, залезают и ломают, а в школе они становятся источником головной боли ещё и из-за неважной успеваемости. Как родителям помочь такому ребёнку и себе?
На вопросы «АиФ Казань» отвечает кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог с 25-летним опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья Гульнара Валиуллина.
Нарушители спокойствия
Венера Вольская, «АиФ Казань»: Гульнара Владимировна, наверное, каждый из нас может вспомнить одноклассника, который не может усидеть во время занятий, отвлекает товарищей, перебивает учителя, срывает уроки. За этим поведением часто стоит синдром дефицита внимания и гиперактивности. С такими детьми сложно и учителям, и другим ребятам. Каковы причины синдрома?
Гульнара Валиуллина: В основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция, которая возникает во время внутриутробного развития. Следствием становится нарушение психических функций, регулирующих и программирующих деятельность. Это приводит не только к избыточной активности, но и к трудностям с концентрацией. А ведь внимание – одна из важных психических функций: во многом благодаря ей формируется знания, умения и навыки.
Из-за того, что наблюдаются сложности в получении и обработке информации, у такого ребенка хуже память, снижаются способности к обучению. У него отсутствует упорство в деятельности, которая требует сосредоточенности, он склонен к перескакиванию с одного на другое.
– Взрослые постоянно одергивают неусидчивого малыша или изводят его нотациями. Но настоящие проблемы начинаются в школе: оказывается, что и учиться ребенку сложно.
– Да, именно поэтому СДВГ нужно как можно раньше диагностировать.
– Как проявляется синдром у малыша?
– Он характеризуется ранним началом, и уже в период новорожденности нередко наблюдаются нарушения ритма сна и бодрствования. У младенца с предпосылками к СДВГ трудно установить режим дня, он засыпает и просыпается в разное время. В раннем возрасте характерна повышенная возбудимость. Настроение быстро меняется, малейший фактор приводит к крику, горьким слезам или к хохоту. Характерно и общее беспокойство: у ребенка часто плохое настроение, он нередко хнычет без причин.
ДОСЬЕ
Гульнара Валиуллина. Родилась в Самарской области. Закончила Елабужский пединститут. Защитила кандидатскую диссертацию по коррекционной педагогике в Москве. Создатель сети психолого-логопедических центров, доцент КФУ.
Оцените материал