Вороватые кондукторы отдыхают: у «Транспортной карты» увели 145 млн рублей, собранных с казанцев за проезд
Уголовное дело о хищении 145 млн рублей у компании «Транспортная карта», которая аккумулирует платежи казанцев за проезд в общественном транспорте, начали рассматривать вчера в Вахитовском райсуде. Именно с пропажей этих миллионов связано то, что в Казани недавно закрыли 46 пунктов продажи и пополнения таких карт. При этом, как выяснила «ВК», руководство «Транспортной карты» тоже какое-то время ходило в подозреваемых. А ведь говорили, что электронный проездной – лучшее средство от нечистых на руку кондукторов, которые так и норовят прикарманить часть собранных с пассажиров денег. Теперь вороватые кондукторы с валидаторами нервно курят в сторонке.
На скамье подсудимых по делу о хищении средств у АО «Транспортная карта» оказался предприниматель Константин Кузьмин, возглавляющий две агентские фирмы по продаже транспортных карт населению и их пополнению. Впоследствии такая фирма-агент должна перечислять все полученные средства компании-оператору (получая постфактум за работу небольшой процент), а оператор – распределять деньги между транспортными предприятиями, которые возят казанцев в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро и захлебываются в убытках.
Уголовное дело в отношении Кузьмина было возбуждено весной прошлого года после того, как на него написал заявление гендиректор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. Он поделился с полицией подозрениями, что Кузьмин за последние два года прикарманил около 150 млн рублей из тех средств, которые пассажиры общественного транспорта положили на свои карты. В итоге на Кузьмина сначала возбудили уголовное дело по статье «мошенничество», но затем переквалифицировали на статью «присвоение денежных средств в особо крупном размере с использованием служебного положения».
При этом, как утверждают источники «ВК», и сам заявитель Эйдлин на какое-то время стал фигурантом уголовного дела. В ГСУ МВД по РТ задались вопросом, почему глава АО «Транспортная карта» так долго молчал о крупных хищениях, и привлекли его по статье «злоупотребление полномочиями». Однако хода этому делу не дали. А вот дело в отношении Кузьмина 22 июня было передано в суд.
Вскоре после этого на сайте «Транспортной карты» появилось объявление: «С 15 июля 2021 года пункты «Центра платежей» временно прекращают прием денег для зачисления на карту…».
В разговоре с корреспондентом «ВК» перед началом вчерашнего судебного заседания Константин Кузьмин подтвердил, что закрытие 46 пунктов платежей, к которым многие казанцы успели привыкнуть, связано с его уголовным делом.
– Я думаю, это временно. Скажем так, произошел технический сбой, – обнадежил пассажиров подсудимый. – Когда мы продолжим принимать платежи на карты, не могу сказать. Но отмечу, что, пока шло расследование и я сидел под домашним арестом около года, моя компания продолжала сотрудничать с «Транспортной картой», мы им за это время перечислили около миллиарда рублей, принятых от граждан. Мы же с этой компанией с 2011 года сотрудничаем! А с 2018-го по 2020-й, то есть за тот период, в который я якобы похищал деньги, мы им перечислили больше трех миллиардов.
В начале заседания помощник прокурора Вахитовского района Артур Исрафилов огласил обвинительное заключение: предприниматель Кузьмин через подконтрольные агентские фирмы «Орион» и «Лидер-Плат» похитил у АО «Транспортная карта» с мая 2018-го по март 2020-го 145 млн 316 тыс. рублей. Схема, по версии следствия, была простой – предприниматель не перечислил компании-оператору все принятые от пассажиров деньги, а оставил часть себе, «распорядившись полученными средствами по своему усмотрению».
– С предъявленным обвинением не согласен. Наличие долга перед «Транспортной картой» признаю, но этот вопрос с оператором должен решаться в гражданско-правовой, а не уголовной плоскости, – коротко прокомментировал речь гособвинителя подсудимый, настаивая на том, что якобы похищенные миллионы – это его текущая задолженность перед «Транспортной картой».
После этого слово предоставили представителю потерпевшего – юрисконсульту компании «Транспортная карта» Диляре Расулевой. Она рассказала, что агентов по приему платежей у компании-оператора около двадцати – как фирм, так и индивидуальных предпринимателей. Затем довольно долго объясняла, на каких условиях велось сотрудничество с компаниями, которые возглавлял Кузьмин, и каким образом он мог похитить деньги. При этом, говоря о похищенном, потерпевшая почему-то назвала меньшую сумму, чем та, что фигурирует в материалах дела, – 140 миллионов.
– Когда именно выяснилось, что «Лидер-Плат» и «Орион» имеют перед «Транспортной картой» такую крупную задолженность? – спросил у Расулевой адвокат Кузьмина Юрий Малышев.
– Вроде бы она еще с 2017 года копилась, – задумалась представительница потерпевшего.
– А почему до марта прошлого года к нему не было никаких претензий? С ним же составлялись договоры, ежемесячно принимались отчеты и собранные с населения платежи? – продолжал допытываться защитник, напомнив, что за последние три года «Транспортная карта» получила от его доверителя более 3 млрд рублей.
– Собранные и перечисленные деньги – это не одно и то же, – парировала Расулева. Также она заявила, что Кузьмину с 2018 года направлялись по почте претензии по поводу средств, которые он «недоперечислил».
Однако когда гособвинитель огласил данные ранее показания Расулевой, выяснилось, что тогда она говорила, что финансовые претензии Кузьмину начали предъявлять только в 2020-м. Малышев не преминул поинтересоваться, с чем связано такое явное расхождение в датах.
– Ну, в переписке с Кузьминым от 2018 года я лично не участвовала, знаю об этом со слов сотрудницы, с которой мы тогда сидели в одном отделе, – пояснила потерпевшая.
Вопросы к представительнице «Транспортной карты» возникли и у судьи Айрата Галлямова. Он обратил внимание на то, что названная юрисконсультом сумма ущерба на 5 млн рублей меньше, чем озвученная гособвинителем. На это женщина путано начала объяснять, что сумма ущерба меняется в зависимости от изменения текущей задолженности между оператором и его агентами.
Продолжить выяснение сложных финансовых взаимоотношений в сфере приема транспортных платежей у населения Казани решили на следующем заседании.