И.Метшин об электросамокатах: «Пешеходы перестали чувствовать себя в безопасности»
Мэр Казани поручил в кратчайшие сроки разработать правила пользования самокатами.
(Город Казань KZN.RU, 1 июня, Алина Бережная). В Казани растет популярность электросамокатов, вместе с тем увеличивается число случаев травматизма. Разработать в максимально короткие сроки правила пользования самокатами и определить порядок деятельности компаний, предоставляющих услуги по их прокату, поручил Мэр Казани Ильсур Метшин на совещании в Исполкоме. Для обсуждения проблемы были приглашены представители ГИБДД, Министерства здравоохранения РТ, прокуратуры, а также сервисов проката электросамокатов.
«Первый теплый месяц показал, насколько самокаты набрали популярность у жителей и гостей столицы Татарстана. Сегодня их активно использует молодежь, в том числе дети. Самокаты стали массовым явлением – 2000 устройств только в аренде, а сколько на сегодня в городе частных самокатов, не может знать никто. Кажущаяся на первый взгляд простота управления этим транспортом может привести к серьезным последствиям и травмам», – отметил Ильсур Метшин. Он подчеркнул, что в интернет-приемную и систему «Народный контроль» поступают жалобы от возмущенных пешеходов с просьбой отрегулировать места для езды на самокатах. «Пешеходы перестали чувствовать себя в безопасности. Не только Казань, но и другие города столкнулись с этим. Мы здесь, чтобы решить эти проблемы, мы не можем сложить руки и бездействовать. В то же время понимаем, что запретами этот вопрос не решить», – обратился к собравшимся Ильсур Метшин.
Только за май в травмпункты города после падения с электросамокатов с травмами различной степени тяжести обратились 915 человек, из них за последнюю неделю – 63 человека. «Мы можем только предположить, сколько человек после падения не обращаются в больницы», – отметил заместитель министра здравоохранения РТ – начальник Управления здравоохранения Казани Владимир Жаворонков. Причем страдают не только самокатчики, но и прохожие. Последний резонансный случай связан с наездом на двухлетнего ребенка, который получил тяжелые травмы.
В свою очередь по данным ГИБДД, всего с начала года в Татарстане зарегистрировано 6 в ДТП с участием электросамокатов, 4 из них в Казани. В происшествиях один человек погиб, 6 ранены, в том числе четверо детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Шеринг самокатов в Казани представлен двумя федеральными компаниями. Они предоставляют для пользования 2100 самокатов, только в этом году была осуществлена аренда СИМов (средств индивидуальной мобильности) более 700 тыс. раз. В начале сезона в городе доступными для использования были более 1200 парковок. Число уникальных пользователей, зарегистрированных в сервисах, достигло 300 тыс. человек.
На сегодняшний день на федеральном уровне нет правил, регулирующих использование электросамокатов, за разработку регламентов сейчас взялись на уровне республики и ее столицы. Они должны затрагивать интересы всех сторон, подчеркнула заместить прокурора РТ Юлия Наумова. «Никто не предусмотрел правила игры, будущие регламенты должны прописывать правила и ответственность всех сторон – фирм-агрегаторов, органов местного самоуправления и граждан, которые пользуются услугами электросамокатов», – отметила она.
Заместитель руководителя Исполкома Ильдар Шакиров рассказал о первых шагах в этом направлении. На согласовании в ГИБДД сейчас находится подготовленный по инициативе муниципалитета список парковочных мест для самокатов. Управление архитектуры и градостроительства согласовало только 500 из запрошенных шеринговыми компаниями 1200 парковочных мест. Это места, которые не нарушают архитектурный облик города, правила благоустройства и не создают помехи для движения, в том числе пешеходов. Далее они будут разыграны на конкурсной основе с последующим заключением договоров с представителями сервисов проката электросамокатов. По словам Ильдара Шакирова, процедура займет порядка 2 месяцев.
Кроме того, решается проблема брошенных на тротуарах и вдоль дорог электросамокатов, которые создают помехи участникам движения. «В диалоге с компаниями мы добились того, чтобы погрешность парковки была сокращена с 40 до 15 метров, только так пользователь сможет завершить поездку», – сообщил замруководителя Исполкома. И.Шакиров пояснил, что каждый самокат оборудован GPS-навигатором, который считывает координаты парковочных мест, высвечивающихся на карте. За соблюдением правил парковки обязаны следить сотрудники компаний-прокатчиков, они обходят станции и правильно расставляют самокаты. В результате компании пошли на то, чтобы увеличить штат персонала – если в начале сезона таких сотрудников было 25 человек, сейчас их уже 90.
В свою очередь начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов подчеркнул, что организация работы прокатчиков на парковках требует доработки. Так, пользователи электросамокатов продолжают оставлять устройства на большом расстоянии от обозначенной парковки. «Мы специально проехали по городу и посмотрели по виртуальной карте. Самое максимальное расстояние, на котором могли оставить электросамокат – это 180 метров от парковки. Поэтому говорить, что сейчас эти согласованные парковки работают, рано. По факту они на виртуальной карте есть, но самокаты бросают где угодно, и они снова мешают пешеходам и машинам», – отметил он и подчеркнул, что закрывать арендную сессию нужно на максимально коротком расстоянии от места парковки.
Помимо этого, по договоренности муниципалитета с ГИБДД в городе введены зоны ограничения скорости. «Сейчас человек, управляющим самокатом, приравнивается к пешеходу, контролировать скорость их передвижения мы не можем, но можем ограничить ее», – отметил начальник Управления ГИБДД МВД по РТ.
Сейчас при езде на электросамокатах по территории парков, скверов и некоторым тротуарам скорость уже автоматически снижается – на разных участках до 20, 15 и 10 км/час. В городе пока 70 таких зон, а также 13 зон запрета движения. По словам Л.Габдурахманова, таких зон должно быть больше, и работу в этом направлении нужно ускорить. По итогам совещания список зон, где ограничат скорость, будет дополняться с учетом поступивших от Комитета по транспорту и районных администраций предложений.
Ленар Габдурахманов отметил, что в данный момент также рассматривается возможность создания электронной карты с обозначением мест, где разрешена езда на электросамокатах, а также зон, где они будут автоматически глушиться, – это пешеходные переходы и проезжая часть. «Пешеход идет со скоростью 5 км/ч, самокат в некоторых зонах едет со скоростью в 5 раз больше. И водитель на проезжей части просто не успевает среагировать. Формально пользователь самокатом будет прав – ведь он пешеход, а что делать водителю? Медленными темпами мы решаем эту проблему», – добавил Габдурахманов.
Кроме того, для обеспечения безопасности пешеходов начальник Управления ГИБДД МВД по РТ предложил заменить существующие дорожные знаки 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса» на знак 4.5.5. «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения».
В свою очередь компаниям, предоставляющим услуги по сервису проката самокатов, было рекомендовано принять ряд мер, в частности, ввести возрастной ценз на управление самокатами с 16 лет. Исключить пользование самокатами несовершеннолетними через запрет движения пользователями весом менее 30 кг.
Кроме того, предложено было сократить до одного количество СИМОв, которые можно взять напрокат на один аккаунт. «Я сам лично проверял, на один аккаунт можно взять три самоката. К примеру, папа может взять три самоката – себе и еще двоим детям. Это нужно исключать категорически», – заявил Ленар Габдурахманов.
Помимо этого, предлагается исключить возможность движения самокатов в ночное время с 23:00 до 09:00 по автомобильным дорогам, а также снизить максимальную скорость движения до 15 км/ч на регулируемых перекрестках. Еще одной важной мерой может стать разработка индекса качества вождения пользователей, что позволит блокировать аккаунты нарушителей.
Глава города призвал представителей сервисов проката электросамокатов активно включиться в работу над созданием регламентов. «В максимально короткие сроки мы должны договориться, как этот вид транспорта будет ездить по городу», – подчеркнул Ильсур Метшин.
Представители компаний, предоставляющих услуги по прокату самокатов, заверили, что поскольку программное обеспечение каждый день совершенствуется, все технические разработки можно будет внедрить за короткое время.