730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

0 0

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Шаляпинский фестиваль в этом году продлится почти месяц. / Ольга Любимова / АиФ

Концерт западноевропейской музыки «Сны о чужих краях», заявленный в параллельной программе Шаляпинского фестиваля как камерный, не был строго выдержан в традициях этого жанра. Стало ли это минусом, выяснила корреспондент «АиФ-Казань».

«Дневник исчезнувшего»

Камерные концерты – одна из традиций Шаляпинского фестиваля, потому что великому артисту было доступно всё – и опера, и народные песни, и духовная музыка, и камерное творчество.

Для названия первого камерного концерта 41-го оперного форума взяли цитату из книги Шаляпина «Маска и душа». «В мрачные дни моей петербургской жизни под большевиками мне часто снились сны о чужих краях, куда тянулась моя душа, – писал артист. – Я тосковал о свободной и независимой жизни».

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

От статиста до звезды. Жизнь Федора Шаляпина в вещах и фотографиях

Обычному зрителю – то есть человеку без специального музыкального образования – из заявленных в афише авторов хорошо знаком, пожалуй, только Рихард Штраус. Этот немецкий композитор начала XX века прославился своими симфоническими поэмами.

Выбранный для концерта цикл «Дневник исчезнувшего» Леоша Яначека, который 60-летний чешский композитор посвятил своей молодой возлюбленной, в Большом зале Казанской консерватории не звучал ни разу. «Дневник исчезнувшего» композитор создал под впечатлением стихов, опубликованных в 1916 году в газете «Лидове новины».  В них рассказывалась история  парня, который влюбляется в «чёрную цыганку» и решает покинуть свою семью и деревню вместе с ней. Яначек посвятил «Дневник исчезнувшего» Камиле Стессловой, которая была моложе его на 40 лет. 

«Чернокожая цыганка в моем «Дневнике исчезнувшего» — это ты, – писал композитор своей возлюбленной. – Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. … И на протяжении всей работы я думал о тебе!».

Мануэль де Фальи и Хоакин Турина, чьи произведения также исполнялись в концерте, много сделали для того, чтобы испанская музыкальная культура была известна по всему миру. Однако широкому зрителю эти современники Рихарда Штрауса знакомы мало.

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Чем удивил Шаляпинский фестиваль? У всемирной легенды юбилей – 150 лет!

Пробел восполнил ведущий концерта, народный артист Татарстана Эдуард Трескин. Готовя зрителей к встрече с испанской музыкой, он читал популярные стихи Федерико Гарсиа Лорки в переводе Анны Ахматовой. Трескин напомнил, что Шаляпин связан с Испанией прежде всего своими испанскими ролями. Это Дон Кихот в одноименной опере Массне и король Филипп в опере Верди «Дон Карлос». Ярким эпизодом рассказа о необыкновенной судьбе Леоша Яначека – композитора уровня Дворжака и Сметаны – стали его 730 писем к любимой. 

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Венера Протасова (сопрано) исполнила канцоны Хоакина Турины и произведения Рихарда Штрауса. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Пою испанскую музыку, но не испанка

Открывшая концерт солистка Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Венера Протасова (сопрано) исполнила канцоны Хоакина Турины, а затем и произведения Штрауса. В каждом выступлении артистка смогла тонко передать их особенности только музыкальными средствами, не прибегая к внешним эффектам, жестикуляции, мимике. Она как бы говорила: «Да, я пою испанскую музыку, но я не испанка».

Исполнительница «Семи испанских песен» солистка Татарского театра оперы и балета, лауреат Госпремии Республики Марий Эл Любовь Добрынина (меццо-сопрано) в беседе с журналистами назвала эти песни разнохарактерными. Но в её интерпретации они звучали почти одинаково. 

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

«Кулинарная» ностальгия. Почему Шаляпин предпочитал деликатесам щи и воблу

Главный сюрприз зрителям преподнёс в этот вечер солист театра «Новая Опера», приглашённый солист Большого театра и театра La Scala Ярослав Абаимов (тенор).

Артист, накануне спевший Альмавиву на открытии фестиваля, камерный концерт тоже превратил в спектакль. Его «Дневник исчезнувшего» Леоша Яначека – это виртуозная актёрская игра: отточенные движения, яркая мимика, хорошо продуманные и при этом эмоциональные жесты. Перелистывая ноты одной рукой, Абаимов второй рукой нежно обнимал за талию партнёршу Любовь Добрынину, затем свободно двигался по сцене, не боясь повернуться к зрителям спиной. В финале обуреваемый чувствами герой почти выбежал со сцены.

Перед началом концерта артист признался журналистам, что концертмейстер часто спрашивает, когда же он начнёт исполнять камерную музыку. Судя по концерту в Казани, Абаимов пока не намерен это делать. Так вписывается ли этот концерт в рамки Шаляпинского фестиваля?

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина исполняют "Дневник исчезнувшего". Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Для камерного концерта это, конечно, нарушение»

«Шаляпин любил выступать на камерных концертах, где он, нарочито держа в руках ноты и при этом даже не подглядывая в них, как бы демонстрировал, что он всего лишь исполнитель», – рассказал корреспонденту «АиФ-Казань» доцент кафедры национальных и глобальных медиа Казанского федерального университета Дмитрий Туманов.

По мнению эксперта, в первом отделении концерта исполнители тоже  демонстрировали, что они всего лишь исполнители, в них нет жгучего испанского темперамента, и в этом вся прелесть. Ведь в противном случае это были бы актрисы, которые играли спектакль. То есть в данном случае традиции Шаляпина, считает Дмитрий Туманов, соблюдены.

А второе отделение, в котором звучал «Дневник исчезнувшего», эксперт называет спектаклем в чистом виде.

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Шаляпин – жертва политических репрессий? Загадка смерти великого баса

«Это не камерный концерт, а скорее, концертное исполнение какой-то оперы, – рассуждает Дмитрий Туманов. –  Для камерного концерта это, конечно, нарушение. Но, видимо, такое исполнение диктовала драматургия самого произведения. Если бы они просто стояли и пели, адресуясь к залу, как  диктует классическая западная традиция, нам бы это показалось скучным. Наш зритель привык к какому-то действу».

Возможно, сказался в данном случае и артистизм Ярослава Абаимова. Даже во время фотосъёмок перед премьерой «Севильского цирюльника» этот певец – в отличие от других исполнителей – с ходу придумал мизансцену и предстал пред фотокорреспондентом «АиФ-Казань» в образе своего героя…

Вот и в финале концерта «Сны о чужих краях» звучали бурные овации зала. Значит, эклектика концерту не повредила. Зрители не только услышали прекрасную музыку, узнали об истории её создания, получили новую информацию о Фёдоре Шаляпине, но и увидели прекрасную игру артистов.

Оцените материал
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.