Упавшие с неба. Почему погибают любители сверхлёгкой авиации в Татарстане
Фото Надежды Гусевой / АиФ
Прерванный полёт
Ранним праздничным утром 9 мая жителей посёлка Светлое Озеро Заинского района Татарстана поразила страшное известие. Буквально на глазах односельчан 55-летний мужчина, уроженец этих мест, рухнул с высоты девятиэтажного дома, совершая облёт села на своём мотопараплане.
Пилот хотел совершить символический полёт на своём аппарате с флагом России — но примерное на десятой минуте с момента отрыва от земли мотопараплан резко стал падать и рухнул во дворе сельского дома на улице академика Акатьева. Лётчик погиб на месте.
параплан крушение Фото: ГУ МЧС РФ
Что вызвало падение летательного аппарата — выясняют следователи и эксперты. Известно только, что пилот был достаточно опытным, увлекался палапланеризмом уже много лет, жил в Москве, где и упражнялся в искусстве покорения неба. На праздники приехал к маме в Светлое Озеро, хотел порадовать односельчан — но увы…
Кстати, годом ранее под Елабугой тоже произошла аналогичная трагедия. На мотодельтаплане насмерть разбился 66-летний лётчик Валерий Маракин. Он совершал облёт полей местной фермы, однако на высоте порядка 50 метров аппарат потерял управление и упал. По одной из версий, возрастному пилоту стало нехорошо и он потерял ориентацию. Что в итоге и обернулось трагедией.
Что нужно для полёта на параплане?
Сверхлёгкая авиация сегодня набирает популярность в Татарстане, уверен бывший руководитель Казанского клуба сверхлегкой авиации «Икар» Радик Туйкин. Точное число владельцев летательных аппаратов назвать сложно, но в клубах и объединениях авиваторов таковых насчитывается не одна сотня.
«На сегоняшний день, если вы приобретаете летательный аппарат массой до 115 килограмм, то не требуется его регистрация, не требуется пилотское свидетельство — лететь может практически любой», — рассказывает он. — «Но, конечно, нужно соблюдать правила полётов, точно так же, как беря электросамокат на улице, не имея прав и техталона, вы всё равно обязаны соблюдать правила движения».
Полётные правила, впрочем, достаточно просты: летать без уведомления диспетчеров воздушного движения можно в полётной зоне G. Эта зона различна для разных территорий, например, вблизи городов и воздушных трасс её верхняя граница может проходить на 150-300 метрах. А над сибирской тайгой, вдали от воздушных трасс и населённых пунктов, например, верхняя граница — до 4500 метров.
о конкретных полётных зонах и их границах в пределах каждого муниципалитета можно узнать на специальных интернет-сайтах — их великое множество. Или сделать конкретный запрос в диспетчерскую по организации воздужного движения.
По мнению Радика Туйкина, сегодня всё больше жителей республики осваивают полёты именно на мотопарапланах как самом доступном и компактном виде летательных аппаратов.
«Дельтапланеризмом сейчас мало кто увлекается. Дельтаплан требует довольно точной и хлопотной сборки-разборки, более громоздок, чем параплан, он стоит дороже. Что же касается мотопараплана, то сейчас такие аппараты вполне доступны по цене, компактны, легко умещаются в багажник внедорожника или небольшой прицеп. Это всё делает полёты доступнее. Но нужно понимать, что небо не прощает ошибок, и стать хорошим пилотом, прочитав инструкцию или посмотрев пару роликов в интернете, невозможно.» — считает Радик Туйкин.
И действительно, на интернет-ресурсах Татарстана без проблем можно найти объявления о продаже как новых, так и подержаных мотопарапланах. Ценник на популярные модели начального (учебного) уровня начинается от 100 тысяч рублей. Более продвинутые модели для спорта или проведения аэроработ (например, съёмки ортофотопланов местности) стоят уже более 200 тысяч рублей.
Полёт за длинным рублём
Кстати, мотопарапланеристов последние годы охотно привлекают для нужд сельского хозяйства небольшие фермы и хозяйства. Кроме уже упоминавшихся фотосъёмок для уточнения угловых координат участков, парапланы с большой моторной тягой применяют для обработки посевов ядохимикатами или внесения точных доз удобрений на ослабленные участки почвы. Такая работа с помощью «штучных пилотов» обходится хозяйствам несравненно дешевле, чем найм профессионального экипажа и самолёта типа Ан-2 или аналогов. Кроме того, самолёт нецелесообразно поднимать в воздух, если хозяйство планирует обработать меньше 200 гектар за раз. Если же поле небольшое, то сверхлёгкая авиация — самый оптимальный вариант.
«Вообще осуществлять воздушные сельхозработы без специальных разрешений нельзя. Получить их пилоту-парапланеристу-любителю довольно сложно. Но я не раз слышал, что ребята всё-таки работали, совмещая любимое хобби с неплохим приработком. Да и хозяйствам хорошо — разве может простой фермер с небольшим земельным наделом нанять себе профессиональную авиацию? Разве что вскладчину с соседями…» — говорит Радик Туйкин.
Впрочем, не исключено, что летать на парапланах, как с целью развлечений, так и для выполнения аэроработ, скоро станут существенно меньше. Депутаты Государственной Думы РФ работают над законом, который обяжет все сверхлёгкие летательные аппараты ставить на учёт и получать разрешения на полёты на них. Не исключено, что в ряде регионов летать на парапланах запретят вовсе, по аналогии с запусками беспилотников.
Саранча Фото: АиФ/ Григорий Галицын
Для фермеров это серьёзный удар — без дешёвой обработки поля дадут существенно меньший урожай. И, конечно, эти запреты фактически похоронят любительскую авиацию, которая только-только начала появляться в небе России.
Оцените материал