В «Спящей красавице» на казанском Нуриевском зло стало прекрасным
Премьера балета «Спящая красавица» стала главным событием нынешнего Нуриевского фестиваля. Это грандиозное полотно, в котором безупречно все – от мастерства танцовщиков до костюмов и декораций, перенесших казанскую публику в Версальские дворцы и парки. Побывав на первом из двух премьерных показов шедевра Петра Чайковского и Мариуса Петипа, корреспондент «Вечерней Казани» вместе со всеми поддалась волшебным чарам великого произведения и с трудом вернулась из чудесной сказки в реальность, где нет ни добрых фей, ни прекрасных принцев.
«Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа по праву считается визитной карточкой русского балета. Созданный в 1890 году шедевр до сих пор стоит особняком в хореографическом искусстве и не сходит со сцен ведущих театров мира. После Петипа свои версии «Спящей» создавали разные хореографы, в том числе и Рудольф Нуриев, который танцевал в этом балете партии принца Дезире и Синей Птицы.
«Спящая красавица» – это всегда настоящий экзамен для театра, причем для всех его цехов. Для ТАГТОиБ им. Джалиля это уже шестая постановка. Первая была в 1959 году, пятая – в 2003-м. И вот сейчас казанцам представили обновленную версию шедевра Мариуса Петипа в редакции Владимира Яковлева.
– С момента последней постановки прошло 18 лет, выросло новое поколение артистов и театральных зрителей, а сценографическая начинка спектакля подверглась износу. В новой версии мы постарались максимально приблизиться к эталону, но, сохранив стиль Петипа, я как балетмейстер позволил себе чуть-чуть вмешаться: спектакль стал двухактным, действие более цельным и непрерывным. Но мы ничего не ужали, просто сократили антракты, – рассказал «ВК» режиссер-постановщик «Спящей красавицы» и художественный руководитель балетной труппы театра им. Джалиля Владимир Яковлев. – Также добавил некоторые сцены, которых не было в постановке 2003 года, к примеру, сцена с вязальщицами у ворот королевского дворца, когда фея Карабос подсовывает горожанкам спицы с пряжей. Еще решил немножечко похулиганить и переделал номера с Котом и Кошечкой, Серым Волком и Красной Шапочкой в сцене свадьбы принца Дезире и Авроры. И еще один «казанский нюанс»: фея Карабос в нашей версии так же прекрасна, как и фея Сирени, и вот почему: зло не обязательно должно быть уродливо, оно довольно часто скрывается под красивым обличьем, да и вообще, феям не положено стареть.
И действительно, фея Карабос (Алина Штейнберг) появляется под громы и молнии на роскошном балу Короля-солнца вовсе не в образе безобразной старухи, а в образе диснеевской красавицы Малефисенты. Ей противостоит прекрасная фея Сирени (Аманда Гомес) и команда ее подружек: феи Нежности (Каролина Заборне), Резвости (Наталья Мурзина), Щедрости (Юлия Позднякова), Беззаботности (Дина Набиуллина) и Смелости (Лада Старкова). Увы, несмотря на их старания, принцесса Аврора (Кристина Андреева) все-таки уколется спицей и впадет в летаргию. Ее длящийся целый век сон логически выпадает на антракт…
Во втором действии взорам зрителей снова открываются королевское великолепие и роскошь. Изысканные, невероятных расцветок костюмы принца Дезире (Вагнер Корвальо), Голубой Птицы (Олег Ивенко) и принцессы Флорины (Александра Елагина), вышитые вручную камнями, пайетками, бисером пачки, головные уборы представляют собой произведения искусства. Пожалуй, каждый из 300 созданных для «Спящей красавицы» костюмов достоин того, чтобы когда-нибудь стать предметом музейной коллекции.
– Первое действие постановки проходит в эпоху Людовика XIV, второе – спустя 100 лет, в эпоху Людовика XVI. За это столетие сменяется господствующий стиль: происходит переход от барокко с его пышностью и тяжеловесностью к изящному и легкому рококо, на смену тяжелым платьям и большим парикам приходят легкие ажурные наряды с множеством мелких деталей, мушки, шлейфы. Все это я отразил в сценографии и костюмах, – пояснил корреспонденту «ВК» автор художественного оформления спектакля московский театральный художник Анатолий Нежный. – Скажу честно, я доволен тем, что у нас получилось, буду гордиться казанской «Спящей красавицей». А к следующему фестивалю мы представим обновленного «Щелкунчика».
О том, что работа художника удалась, свидетельствовал крик маленькой девочки, который корреспондент «ВК» услышала в антракте в фойе: «Мама, хочу такое же платье, как у Сирени! Хочу! Хочу!».
Сегодня зрители Нуриевского снова увидят сказочную феерию по сказке Шарля Перро.
Фото Павла ПЛАТОВА