В Москве увидели «Позёвывающую крестьянку» из Казани
Национальный музей Татарстана представил в Москве, на выставке советской скульптуры, два своих экспоната. Это деревянные резные статуэтки «Позёвывающая крестьянка» и «Парень с гармошкой». Их автор – Владимир Кудряшёв, скульптор и график, уроженец Казанского края, а в дальнейшем москвич.
Выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет» проходит в Новом манеже (Москва) с 3 марта по 14 мая. Это уникальный проект РОСИЗО. Впервые на одной площадке можно увидеть многообразие форм и пластических решений, которые сформировались в период становления советской скульптуры с 1917 по 1937 годы.
Представлено около 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний. Можно увидеть экспонаты из Третьяковской галереи, Русского музея, Музея современной истории России, Музея архитектуры им. Щусева и других ведущих федеральных и региональных музеев страны.
«Позёвывающая крестьянка» и «Парень с гармошкой» – небольшие скульптуры из серии, которую Владимир Кудряшёв создал в 1922 году. Скорее всего, это его пробные работы, когда мастер пробовал себя в скульптуре по дереву. Это бытовые зарисовки, герои которых крестьяне и крестьянки. У нас в фондах более десяти подобных скульптур Кудряшёва, есть его графика из альбома офортов «Казанский кремль». Но принимающая сторона выбрала именно две названных работы, увидев их среди предметов нашей коллекции в Госкаталоге Музейного фонда РФ», – рассказала Наталья Фомина, руководитель отдела изобразительных материалов и документальных источников Национального музея Татарстана.
Владимир Кудряшёв (1902-1944) родился в Тетюшском уезде Казанской губернии. В 14 лет поступил в Казанскую художественную школу (ныне училище имени Фешина), учился там на выделенную городом персональную стипендию. В то время в школе преподавал Николай Фешин. Тогда же Кудряшёв активно включился в бурную художественную жизнь Казани. Его альбом офортов «Казанский кремль» 1922 года относят к числу лучших послереволюционных серий гравюры.
В 1923-м молодой художник поступил учиться в Москву. Там помимо графики и станковой скульптуры он стал заниматься монументальной скульптурой. По его проектам в 1930-е годы были созданы статуи и скульптурные группы. Но они не сохранились, и мы можем видеть их только на архивных фото.