«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

0 2

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

Расфуфыренная публика ломилась вчера в оперный театр на премьеру мюзикла «Алтын Казан» в рамках фестиваля «Узгэреш жиле». Масштабное музыкальное полотно с любовными страстями, хитовыми ариями, энергичными танцами и 3D-проекциями зрители восприняли на ура: «Ну просто нью-йоркский Бродвей!». Сегодня, во второй день премьеры, в театре ждут президента Рустама Минниханова, по чьей инициативе в 2016 году в Казани впервые прошел фестиваль татарской песни «Узгэреш жиле».

Постановка «Алтын Казан» на музыку молодого композитора Эльмира Низамова еще до премьеры вошла в культурную летопись новейшей истории Татарстана, ведь это первый мюзикл на татарском языке и первый мюзикл, поставленный на сцене Татарского театра оперы и балета им. Джалиля.

– За четыре сезона фестиваля «Узгэреш жиле» сложился коллектив, способный создать большое эпическое полотно на основе национальной музыки и традиций. После феноменального успеха гала-концерта фестиваля в престижнейшем зале мира – нью-йоркском Карнеги-холле в январе этого года мы почувствовали в себе силы обратиться к жанру, находящемуся на стыке театра и шоу-бизнеса, и таким образом продолжить интеграцию в современное мировое музыкальное искусство, – напомнил корреспонденту «ВК» предысторию создания мюзикла директор театра Рауфаль Мухаметзянов.

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

Действие музыкальной сказки о рождении Казани начинается на современной набережной Казанки, где на фоне кремлевской панорамы в мечтательной позе сидит бабай в тюбетейке. Как выяснится позже, старичок это не простой, а перевоплощенный Зилант – хранитель древнего города. Превращение дедушки в рептилию происходит на глазах изумленных зрителей. И вот уже гигантский компьютерный дракон эффектно парит над сценой, на которую выходят молодые люди в косухах и шароварах. Их веселые танцы прерывает банда девиантных подростков, провоцирующих конфликт (видимо, представители «казанского феномена», какая же без него история Казани?). Потасовку предотвращает Зилант, который теперь уже в облике то ли дервиша, то ли муллы напускает на гопников туман, те засыпают, а старец начинает свой рассказ «о том времени, когда Казанка еще не имела своего имени». На зал с экрана надвигается компьютерная «воронка времени», которая переносит всех в далекое прошлое. Солисты, хор и артисты балета облачаются в одежды из шкур, с потолка театра спускается легендарный казан, весьма похожий на намдаковскую «Чашу»-загс, и начинается повествование о всепобеждающей силе любви и добра… Как и во время показа итальянских опер, зрители, не владеющие татарским языком, могут следить за русским переводом по бегущей строке на экране.

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

Кроме композитора Низамова над мюзиклом «Алтын Казан» трудились либреттист Ренат Харис, режиссер Михаил Панджавидзе, художник-сценограф и автор костюмов Гарри Гуммель (Германия), хореограф Сергей Мандрик (Москва), в качестве музыкального руководителя выступил известный джазовый музыкант Вадим Эйленкриг. Хормейстер спектакля – Любовь Дразнина, педагог по вокалу – Венера Ганеева. За дирижерским пультом 5 и 6 декабря – Станислав Курбатский (Москва). Главные партии в спектакле исполнили известные оперные и эстрадные певцы: Эльмира Калимуллина (Аксылу), Филюс Кагиров (Битимер), Алина Шарипжанова (Сихатбану), Артур Исламов (Ханзаде), Айдар Сулейманов (Нукер), Ирек Фаттахов, Айдар Нургаянов (Сказитель).

Настоящим шоу мюзикл делает компьютерная графика от московской компании Q StageProduction.
Когда стихли аплодисменты после премьеры, корреспондент «Вечерней Казани» пообщалась за кулисами с создателями мюзикла.

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

– Это мое признание в любви Казани, городу, в котором я не родился, но состоялся как композитор и сформировался как личность. Сам испытал потрясение, ведь это моя первая в жизни постановка в оперном театре! – поделился эмоциями композитор Эльмир Низамов. – В спектакле мы погружаемся в языческие времена, когда люди еще не делились на народы, у наших предков-татар была другая культура и верования, честно говоря, мы не знаем точно, что и как там было, но хотя бы попытались заглянуть в далекое прошлое. Для меня как для музыканта это было поле для фантазий, я соединил этно-рок, джаз, эстраду, баллады. Найти для такого синтеза музыкальных жанров исполнителей довольно сложно, но в Казани есть такие мастера!

– Казань – это сплав разных культур, национальностей, «Алтын Казан» – тоже сплав, только жанров, – отметил режиссер Михаил Панджавидзе. – По сравнению с первоначальным вариантом 2011 года мы создали более качественный спектакль. Отдельно отмечу блестящий кастинг солистов. А хор? 28 человек не только поют, но и танцуют наравне с балетом. Это подвиг!

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

– Сегодня в зале я видел много молодых зрителей, видел их восторженные лица, мне кажется, они счастливы. Мы работали над постановкой почти год, последние две недели репетировали с утра до ночи, а технические службы – даже ночью. И ведь все равно волнуешься, как примет зал. Будем считать, юбилейный фестиваль «Узгэреш жиле» удался! – доволен Вадим Эйленкриг. – Но если бы не было четырех сезонов до этого, не факт, что публика была бы готова к восприятию такого большого музыкального полотна, к таким аранжировкам. Композитор Эльмир Низамов, молодой и в хорошем смысле амбициозный, для меня стал открытием.

«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл

– Это, безусловно, был творческий вызов, – оценили свою работу над созданием мюзикла исполнительный и технический директора компании Q StageProduction братья Антон и Александр Гетман. – Если сравнивать с предыдущими фестивалями, то по эмоциям и трудозатратам «Алтын Казан» стоит их всех вместе взятых. Только на сцене мы используем более 200 осветительных приборов, а также 19 проекторов, 15 объектов на подвесах, плюс 14 управляемых через пульт подвижных частей, которые поднимаются снизу, а еще 20 – сверху. Добавьте сюда прямую вертикальную проекцию, следящий мэйпинг и прочие вау-эффекты. А уникального татарского дракона, парящего над Казанью, кстати, придумал Михаил Панджавидзе.

Фото пресс-службы ТАГТОиБ им. М. Джалиля

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.