«Я тоже мусульманка, но на работу в платке не хожу»: в казанской школе разгорелись страсти по хиджабу

0 11

«Я тоже мусульманка, но на работу в платке не хожу»: в казанской школе разгорелись страсти по хиджабу

Вопрос, есть ли место хиджабу школах, вновь встал ребром в Казани. Родители юных мусульманок из школы № 10 жалуются, что их дочерям запретили появляться на уроках в платках. Директор мотивирует запрет тем, что религиозным атрибутам не место в светском учебном заведении. Кто-то из родителей теперь ищет для ребенка другую школу, где разрешат учиться в хиджабе, кто-то надеется одержать моральную победу над директором.  

– Моя дочь ходила в эту школу на подготовительные курсы. При зачислении в первый класс я уточнила у директора, нормально ли она будет относиться к тому, если дочка будет ходить в школу в платочке. Она сказала, что пока на нее сверху не давят, она этот вопрос поднимать не будет, вроде как можно. И весь первый класс мы проходили в платке, – рассказала «Вечерней Казани» мама второклассницы 10-й школы Инзира Камалютдинова. – А на прошлой неделе меня неожиданно вызвала директор и заявила, что в платке в школу больше ходить нельзя, так как это нарушает школьные правила. Я посмотрела – в правилах про головной убор ни слова. А школьную форму дочка носит, как все: блузка, жилетка, юбка по колено. Но директор была непреклонна, еще и в пример других детей привела, чьи родители согласились отказаться от хиджабов. Но я не рассматриваю вариант снять с дочери платок, хочу, чтобы она росла в соответствии с нашими религиозными взглядами. Мы специально решили ходить в платке с 1-го класса, чтобы и она, и одноклассники привыкли: в один день надеть платок уже взрослой девочке – это стресс, я сама через это проходила, когда надела платок в 11-м классе, было тяжело. На следующий день я пошла к директору, написала заявление с просьбой разрешить дочери ходить в хиджабе, пока мы не найдем другую школу. С таким условием нам разрешили остаться.

Инзира Камалютдинова переживает, что сейчас, когда учебный год уже начался, перевести ребенка в другую школу будет сложно, тем более что фактически женщине придется устраивать троих детей: в первом классе 10-й школы у нее учится сын, а на следующий год в первый класс пойдет младшая дочь, тоже в платке. По словам Камалютдиновой, директор уже сказала, что не примет ее.

– Я не понимаю, почему возникают такие проблемы, ведь у нас толерантное, многонациональное государство, – удивляется отец первоклассницы 10-й школы Азат Салимзянов, дочь которого также попросили ходить в школу без платка. – Узнав, что директор требует снять платок, дочка расплакалась. Ведь носить хиджаб – это ее решение, мы ее не принуждаем, просто она берет пример с мамы, бабушки и сестры. Моя старшая дочь тоже ходит в школу покрытая, учится в четвертом классе 40-й гимназии. И платок не мешает ей учиться и дружить с одноклассниками. Мы же никому не навязываем свои взгляды, но просим других их уважать! Я сегодня полтора часа разговаривал с директором, убеждал ее, что она не права.  

«Неужели в своем Татарстане мы, спокойные мусульмане, не можем спокойно учиться в обычных школах?» – пожаловались родители в «Инстаграм» президенту Минниханову.

В свою очередь директор татарско-русской школы № 10 Алсу Желтякова зачитала корреспонденту «ВК» выдержку из школьных правил, где говорится, что на учебных занятиях можно присутствовать только в светской одежде делового, классического стиля. При поступлении в школу, по словам директора, родители подписали согласие с этими правилами, а сейчас – нарушают.

– После начала учебного года я заметила, что совсем маленькие девочки у нас ходят в платках, пригласила их родителей, побеседовала, объяснила, что платок указывает на принадлежность к религии, а школа – место светское, и форма одежды для всех одна. Большинство со мной согласились, – рассказала Желтякова. – Никаких ультиматумов я родителям не ставила, детей от занятий не отстраняла, просто попросила соблюдать правила: они едины для всех, нельзя школу подстраивать под себя. Если честно, мне непонятно, почему некоторые родители так упираются по поводу хиджабов. Ведь есть много религиозных канонов, которые в школе не соблюдаются: девочки и мальчики учатся вместе, намаз мы не читаем, почему же они делают такой упор именно на внешнем проявлении религиозности? Я тоже мусульманка, но не хожу на работу в платке, так как понимаю, что школа – это светское место, а вот в мечети я обязательно покрываю голову. Для каждого места свои правила.   

Напомним, что родители школьниц-мусульманок из разных регионов страны уже не раз доходили до Верховного суда РФ, требуя разрешить их дочерям носить хиджабы, но суд каждый раз оставлял иски без удовлетворения, мотивируя это тем, что Россия – светское государство и демонстрация религиозных убеждений в общеобразовательных школах неуместна. В 2013 году такое решение было вынесено по иску жителей Ставропольского края, в 2014 году – по иску родителей из Мордовии.

– Но по светскому этикету женщина как раз вправе не снимать головной убор в помещении, – привел новый довод в защиту школьниц в хиджабах казанский адвокат Руслан Нагиев, к которому обратились за консультацией родители-мусульмане из 10-й школы. – Платок – это одежда, и дико заставлять женщину его снять, это все равно что потребовать снять юбку! Я считаю, такое поведение директоров школ нарушает конституционные права. Основной закон гарантирует невмешательство государства в частную жизнь и вопросы семейного воспитания, если это не вредит окружающим. А школьные правила не могут противоречить Конституции. Директор может потребовать снять платок, только если это мешает учебному процессу, нарушает дисциплину или еще каким-то образом вредит. А здесь ничего такого нет. Все это пережитки атеистического советского прошлого, когда религия была вне закона. Но мы уже давно живем в другом государстве и должны быть толерантны.

Тем не менее мусульманские платки на школьницах в Татарстане напрягают не только директоров учебных заведений, но и силовиков, которые должны противостоять росту религиозного экстремизма. В прошлом году в Казани вызвал скандал некий полицейский документ, в котором директоров школ просили предоставлять информацию об учениках, «придерживающихся строгих религиозных убеждений (носящих хиджабы)». После громких возмущений того же адвоката Нагиева о нарушении конституционных прав граждан в МДВ по РТ отказались от авторства письма. В полиции заявили, что его сочинила и по собственной инициативе разослала по школам сотрудница ОП «Дербышки». За что и была наказана выговором.

Напомним, этим летом администрация медколледжа в Екатеринбурге запретила абитуриентке носить хиджаб. Тогда муфтий Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин, комментируя ситуацию, апеллировал к уже обновленному основному закону страны. «Светскость учебного заведения – не аргумент: у нас и страна – светская, тем не менее ее Основной закон указывает на веру в Бога. Светскость означает уважение по отношению ко всем вероисповеданиям и даже атеистическим мировоззрениям», – написал он в своем «Инстаграме».

«Я тоже мусульманка, но на работу в платке не хожу»: в казанской школе разгорелись страсти по хиджабу

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

17 − 5 =