Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

0 2

Портал KZN.RU рассказывает об основных экспонатах, а также делится некоторыми секретами транспортировки и хранения шедевров мирового искусства.

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

Фото: центр «Эрмитаж-Казань»

(Город Казань KZN.RU, 6 марта, Дмитрий Никитин). В центре «Эрмитаж-Казань» открылась 24-я по счету выставка мирового уровня в городе – «Золотой век фламандского искусства». Это редкий случай, когда казанцы и гости столицы могут вживую взглянуть на работы Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Давида Тенирса Младшего и других известных мастеров. Сотрудники центра «Эрмитаж-Казань» рассказали порталу KZN.RU об особенностях выставки, а также поделились некоторыми секретами и деталями при хранении и перевозке шедевров искусства.

Уникальные предметы XVII века из основной экспозиции Государственного Эрмитажа

Содержание статьи:

XVI-XVII века являются для фламандской школы переходным периодом. В основном действовали школы художников-романистов, подражающих идеальными образами античному искусству и искусству итальянского Возрождения.

С самого первого зала посетители выставки погружаются в жизнь Фландрии того периода. Гостей встречают работы Давида Тенирса Младшего и специально подготовленная мультимедийная инсталляция на тему одного из самых популярных сюжетов Рубенса «Охота на львов». Как отметили организаторы выставки, в то время появился особый тип кабинетной живописи, отличающейся небольшим форматом, декоративностью, гладкой эмалевидной поверхностью, тщательно выписанными деталями. Именно с этих шедевров начинается путешествие гостей выставки по миру фламандского искусства.

«На многих произведениях кабинетной живописи сохранилась подпись автора, что большая редкость для таких произведений искусства, – отметила ведущий специалист центра «Эрмитаж-Казань» Алина Маркова. – В залах представлены работы в различных жанрах изобразительного искусства, среди них: исторический, архитектурный, бытовой, притчевый».

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

Помимо художественных произведений в залах представлены различные драгоценности, предметы одежды, посуда из золота и серебра, при изготовлении которых мастера вдохновлялись произведениями фламандских художников.

Так, в одном из залов представлена посуда XVII века, сделанная немецкими мастерами. А сохранившееся бельгийское брабантское кружево украшало одежду аристократов: накидки, воротник и волан, которые, по мнению экспертов Государственного Эрмитажа, представляют особую ценность. «Как сообщают источники, мастерицы, которые ткали эти полотна, слепли уже к двадцати годам. Это была кропотливая работа, из-за плохого освещения в мастерских это сказывалось на зрении девушек», – добавила Алина Маркова.

Среди работ Давида Тенирса Младшего, который работал в бытовом жанре, имеются два особенных произведения – «Жатва» и «Крестьянская свадьба», которые привезли в Казань из основной экспозиции Государственного Эрмитажа. Также посетители могут увидеть знаменитую картину «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную красоту» (Аллегория Веры), которая является одной из жемчужин Санкт-Петербургского музея.

Впервые в Татарстане при подготовке экспозиции были созданы тактильные станции, которые смогут передать слабовидящим посетителям все детали картины. Таких станций четыре. Они включают в себя описание картины шрифтом Брайля, уменьшенную объемную копию картины, отдельные копии предметов, которые изображены на полотнах (кувшины, перья, блюда и так далее), а также специальный парфюмерный аромат.

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

«Таких специальных ароматов четыре, каждая для своей тематической станции. Хотим отметить, что с 6 по 8 марта в 11:00 и 14:00 будут проходить экскурсии, посвященные фламандским женщинам. После их завершения каждый посетитель выставки сможет поучаствовать в конкурсе и получить в подарок один из этих ароматов. Каждый аромат уникален и представлен в ограниченном количестве, так как создавался специально для этой выставки», – подчеркнула Алина Маркова.

«Повар у стола с дичью» Пауля Де Воса – самое большое полотно на выставке

В залах представлены работы целой династии фламандских художников – Франса Франкена Младшего, Франса Франкена Третьего и Иеронима Франкена Младшего, которые работали в бытовом и историческом жанре. Среди их произведений: «Кухня ведьм», «Аллегория случая», «Семь дел милосердия», «Притча о девах разумных и неразумных» и другие. Организаторы выставки предлагают посетителям выполнить небольшие задания, например, ответить, кто из героинь картины – разумные, а кто нет.

Помимо картин династии Франкенов организаторы выставки привезли в Казань произведения Андриса Ван Эртфельта и Иеронима Янсенса, Николаса Ван Верендаля и Яна Фейта, знаменитое полотно Пауля Де Воса «Повар у стола с дичью», которое является самым большим по размерам экспонатом экспозиции.

Среди экспонатов выделяются произведения искусства, выполненные на дереве. «Стоит отметить, эти произведения сохранились в отличном состоянии, что является редкостью. Дерево недолговечный материал, поэтому многие реставраторы, чтобы сохранить изображение, используют специальные методы и переносят изображение с дерева на холст. Однако таких специалистов очень мало и многие картины не сохранились до нашего времени», – рассказала Алина Маркова.

Еще один художник, Якоб Йорданс, наряду с Рубенсом и Ван Дейком является одним из крупнейших мастеров барокко фламандской школы. В отличие от знаменитых современников он часто обращался к мотивам городской жизни, а в религиозные и мифологические сцены вводил элементы повседневности.

Картины Ван Дейка и Рубенса – главные жемчужины экспозиции

Главными экспонатами выставки является произведения Антониса Ван Дейка и Питера Пауля Рубенса. Ван Дейк являлся учеником Рубенса и мастером барочного репрезентативного портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека. Его творчество оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. В экспозиции представлены два произведения Ван Дейка: «Портрет сэра Уильяма Чалонера» и знаменитый «Апостол Петр».

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

Работы Рубенса в казанской экспозиции – это портреты короля и королевы Испании Филиппа IV и Елизаветы (Изабеллы) Бурбонской. Также посетители выставки смогут увидеть два эскиза мастера – «Прибытие в Лион» и «Арка Геракла».

Стоит отметить, что организаторы выставили 10 работ художников в оригинальной исторической рамке, которые сохранились до наших дней. «Несмотря на их сохранность, реставраторы музея всегда проводят необходимые работы, чтобы придать рамам былое величие», – добавила Алина Маркова.

В конце июля запланирована замена некоторых произведений выставки

На выставке представлены и различные гравюры фламандских художников. Сейчас посетители могут увидеть 17 предметов искусства, однако из-за технического регламента (произведения графики не могут располагаться в вертикальном положении и при необходимом освещении долгое время), в конце июля запланирована смена всех гравюр. «Мы не уберем, а лишь заменим графические шедевры на другие, все они уже в Казани и хранятся в фондах Казанского Кремля. Если казанцы и гости столицы хотят увидеть гравюры Рубенса в офорте, то лучше не откладывать посещение выставки», – подчеркнули сотрудники центра «Эрмитаж-Казань».

Особое внимание уделяется сохранности произведений искусства, будь это шедевры мирового уровня или произведения малоизвестных мастеров. Все картины перевозят в специальных ящиках. Одна картина – один ящик. Иногда бывают исключения, если картины имеют одинаковый размер, но такая практика является редкостью. При перевозке картины ее отделяют от рамы (рамы перевозят отдельно) и оборачивают в тонкую микалентную бумагу, в качестве защитной прослойки используются специальные маленькие подушечки. После этого картину упаковывают в транспортировочный ящик.

Транспортировка осуществляется лишь автомобильным транспортом (в фургонах, в которых поддерживаются специальные климатические условия). Процесс этот – абсолютно секретный, с привлечением вооруженной охраны, подчеркнули организаторы выставки.

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

«Все произведения искусства застрахованы. Если будут замечены изменения при перевозке, то картины незамедлительно отправят обратно в Государственный Эрмитаж, где будут проходить необходимую реставрацию. Однако некоторые элементы экспонатов реставрируют непосредственно уже на самих выставках. К примеру, к нам неоднократно приезжал реставратор из Санкт-Петербурга и реставрировал некоторые детали картинных рам», – рассказала Алина Маркова.

Сохранность картин продолжают поддерживать и во время работы выставки. «Очень часто к нам приходят посетители с детьми, которые хотят буквально прикоснуться к прекрасному, для этого у нас приняты ряд мер, которые предостерегут шедевры от лишнего внешнего воздействия. Имеются ограждения, защитное стекло, камеры видеонаблюдения, работают бдительные сотрудники выставочного центра и охранных служб. Для самых маленьких посетителей организованы специальные интерактивные программы», – отметила Алина Маркова.

На случай крайних мер имеются специальные кнопки, при нажатии на которые при возникновении чрезвычайной ситуации полностью блокируется территория выставки.

О том, как шла подготовка к выставке в центре «Эрмитаж-Казань», можно увидеть в специально подготовленном фильме, который демонстрируется в 4-м зале.

Со дня открытия выставку посетили почти 10 тысяч человек

Основная сложность при организации подобных выставок в последнее время – человеческий фактор. Так, после последней выставки организаторам пришлось за короткий срок изменить дизайн выставочного зала, подготовить все необходимое оборудование. Над выставкой трудится большое количество различных специалистов, искусствоведов, дизайнеров. «Всех тех, кто принял непосредственное участие, мы отметили на специальном стенде, рядом с входом в выставочный зал. Без их участия эта выставка была бы невозможна», – отметила руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Маргарита Тихонова.

Как рассказали специалисты, стены не могут быть свежеокрашенными, когда вскрываются специальные ящики, которые используются при перевозке картин и предметов искусства.

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: картины в исторической раме, музейные ароматы и 10-тысячный посетитель

«У нас есть план выставок на несколько лет вперед, благодаря этому мы можем заранее подобрать дизайн, а также предметы выставки. Примерно за полгода до начала выставки все уже подготовлено и начинается создание каталогов, утверждение дизайна и многие другие работы. К сожалению, мы ограничены размерами входных дверей выставочного зала, поэтому многие большие полотна, находящиеся в транспортировочных ящиках, попросту невозможно пронести в помещение и показать жителям и гостям города», – рассказали организаторы.

С начала открытия выставки 23 февраля ее посетили почти 10 тысяч человек. Как отметили сотрудники центра «Эрмитаж-Казань», среднестатистический портрет посетителя – это люди 25 лет и старше.

Напомним, выставка продлится до 20 ноября 2022 года. «После того, как завершится показ произведений искусства фламандского периода, в центре «Эрмитаж-Казань» планируется выставка еще большего масштаба, посвященная Александру Македонскому», – поделились планами организаторы.

Режим работы выставки: вторник – четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30); пятница – с 11:00 до 20:00 (касса работает до 19:30). Информацию о стоимости билетов и экскурсионном обслуживании можно получить по телефонам: +7(843)567-80-32, +7(843)567-80-34.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.