Выглядит на полмиллиарда: в казанском музее ИЗО навели шик и блеск
В Казани после глобального капремонта открылся вчера для посетителей Государственный музей изобразительных искусств. На реконструкцию, которая продолжалась почти три года, из бюджета республики потратили почти полмиллиарда рублей. В числе первых экскурсантов в стенах бывшего особняка Сандецкого побывала и корреспондент «Вечерней Казани».
Перемены в музее, где капремонта не было с момента открытия в 1967 году, бросаются в глаза с порога: блестят мраморные лестницы, сверкают люстры, сияет белоснежная лепнина. Все впечатляет – и шикарные стеклянные потолки, как в Русском музее, и витрины из не дающего отблеска специального стекла с климат-контролем.
Знатоки оценят систему подсветки, которая позволяет варьировать яркость в помещении, тем самым изменяя атмосферу пространства от парадной до камерной. Дополнительные источники (выглядят они, как тонкие стержни черного цвета со «звездочкой» на верхушке) освещают каждую картину и витрину в отдельности. Особенно эффектно смотрится в такой точечной подсветке коллекция древнерусской иконописи.
В музее установлена и не имеющая аналогов в республике подвесная система, которая способна выдержать груз до 150 килограммов. А «тяжеловесы» в здешней коллекции имеются. Например, портрет мецената Ольги Александровой-Гейнс вместе с рамой из дуба весит более центнера, коллекционера Андрея Лихачева (именно его собрание стало основой музейной коллекции) – более 60 кг.
Довершают интерьеры драпированные занавеси на первом этаже и модные «греческие» шторы на втором.
Отметим, что некоторые помещения музейного особняка подверглись перестройке, включая гардеробную в фойе и туалетные комнаты в цокольном этаже. Раздевалка теперь переместилась с первого этажа в подвал, а напротив нее установили аппарат с напитками, чего не было прежде.
– Жаль, что не устроили здесь настоящий буфет, кафе или даже ресторан, как в питерском музее «Эрарта». Ведь в таком прекрасном доме чай и кофе следует пить из фарфоровых чашек, а не из картонных стаканов, – посетовала одна эстетствующая гостья.
– Не понимаю, куда пропали старинные зеркала? – волновалась седовласая дама.
Посетители также заметили, что таблички, сопровождающие музейные экспонаты, теперь расположены на полу, причем очень низко:
– Странно, приходится наклоняться к плинтусам или приседать, чтобы прочитать. Это же неудобно! Как пожилые люди будут рассматривать тексты?
– Пусть казанцы не беспокоятся, зеркала обязательно вернутся. Они сейчас на реставрации, а это процесс длительный, – рассказала корреспонденту «ВК» директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. – Когда эти зеркала XIX века разобрали, чего только не нашли за деревянными рамами. Условно говоря, там была целая энтомологическая коллекция – засохшие в позапрошлом веке мухи и другие насекомые! Что касается табличек, установленных на уровне пола, то таким же образом их устанавливают в музеях в Австрии, Скандинавии… Да, для наших жителей это пока непривычно, но, думаю, привыкнут. Дело в том, что при смене экспозиций меняются и таблички, из-за чего может быть испорчено покрытие стен, а нам хочется сберечь результат столь грандиозного ремонта. Реконструкция коснулась в музее абсолютно всего, от пола до чердака и крыши, куда выходят 17 кирпичных дымоходных труб от печей и каминов. Строители предлагали их снести, но я отказалась – это же история! Теперь перед нами стоит вторая задача: перестроить двухэтажный флигель, где расположатся реставрационные мастерские по дереву и мини-типография. На реализацию этого проекта потребуется 50 миллионов рублей. Еще есть задумка представить нашу великолепную коллекцию западно-европейского искусства в отдельном здании.
Фото автора