«Вот подстава!»: автомобилистов в Казани начали кошмарить «шайтан-камеры»
Не успели казанские автомобилисты обрадоваться, что со столбов вдоль дорог поснимали черные «скворечники» – камеры «Автодория», как на их место стали вешать другие комплексы видеофиксации. Как выяснилось, серенькие и неприметные питерские «Кордоны» обладают гораздо большим функционалом: видят нарушения аж на шести полосах и штрафуют не только лихачей, но и обочечников, любителей выехать на встречку, выделенку, различают категории ТС… «Шайтан-камера!» – оценили новинку казанцы.
Напомним, в свое время Казань стала первым городом в России, где на дорогах установили камеры «Автодория» одноименного местного производителя. С помощью этих устройств автомобилистов штрафовали за превышение так называемой средней скорости: камера фиксировала номер автомобиля и время его проезда из точки А в точку Б, если проехал отрезок быстрее, чем положено, – получи штраф. До последнего времени в Татарстане действовало более 500 «Автодорий», установленных на расстоянии от 0,5 до 10 км друг от друга. Комплексы, настроенные на измерение средней скорости, успели также распространиться по стране. При этом в законе и Правилах дорожного движения в принципе отсутствует такое понятие, как «средняя скорость». И некоторые автомобилисты дошли до Верховного суда России, доказывая, что их незаконно оштрафовали за превышение этой самой скорости. И доказали! А в конце 2019 года уже в Госдуму поступила инициатива отменить штрафы за превышение средней скорости как незаконные. «Для привлечения к административной ответственности требуется фиксация правонарушения в конкретном месте и в конкретное время. Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо», – мотивировали депутаты от ЛДПР. Но законопроект до сих пор не принят.
А в начале сентября с казанских столбов неожиданно начали снимать камеры «Автодория».
«Наконец-то убрали эти нечестные камеры на среднюю скорость. Еще бы деньги вернули за старые штрафы с них», – наивно обрадовались одни автомобилисты.
«На Горьковском шоссе убрали камеры, можно тапку в пол и гнать?» – не поверили своему счастью другие.
«Убирают, чтобы притупить внимание. Какое-то время там ничего нет, привыкаешь, потом их ставят обратно, потом ловишь письмо счастья», – посоветовали не расслабляться третьи.
И оказались правы. Вскоре на тех же местах, а также на новых участках дорог стали появляться другие камеры – одного цвета со столбами и меньшего размера. Сейчас они установлены на улицах Зорге, Назарбаева, Чистопольской, Горьковском шоссе, участках БКК…
«Вот подстава, их фиг заметишь сразу! Шайтан-камера! И в навигаторы их еще не внесли»;
«Эта шляпа новая штрафы присылает, а фото подтверждения не присылает, фигня нанотехнологичная»;
«Заколебали, пять лет ездила без штрафов, а тут с неба начали падать, вроде же не нарушала!» – оценили новинку автомобилисты.
Как сообщили «Вечерней Казани» в пресс-службе ООО «Автодория», на сегодня компания демонтировала 244 камеры контроля скоростного режима в республике – это приборы первого и второго поколения системы «Автодория 2.0», способные измерять среднюю скорость на трех полосах и фиксировать движение по выделенке.
«Этим летом ГБУ «Безопасность дорожного движения» объявило аукцион на право заключения государственного контракта на поставку и установку комплексов фото- и видеофиксации. В нем «Автодория» принимала участие, предлагая системы контроля четвертого поколения, прошедшие сертификацию в 2019 году. Однако победителем аукциона стала компания из Санкт-Петербурга, предложившая цену контракта на 0,5% ниже цены «Автодории», – констатировали в пресс-службе компании.
Всего в летнем аукционе участвовали семь компаний. Как следует из документов, новые камеры обошлись республике в 78,1 млн рублей.
При этом на дорогах Татарстана останутся и 179 камер «Автодория» третьего поколения.
«Комплексы фиксируют 17 типов нарушений, среди которых контроль мгновенной скорости, средней скорости, контроль рядности движения, выезд на встречную полосу. Также комплексы распознают типы ТС и марки автомобилей, фиксируют автомобили без номеров, имеют функцию розыска авто», – уточнили в пресс-службе.
В свою очередь победитель недавнего аукциона – ООО «Симикон-Сервис» из Санкт-Петербурга – поставит в Татарстан 225 комплексов фото- и видеофиксации нарушений. 164 из них – это камеры «Кордон-М», которые контролируют до шести полос движения в обоих направлениях, фиксируют мгновенную и среднюю скорость, выезд на встречку, выделенку, движение по обочине, тротуару, против одностороннего движения. «Кордоны» также замечают нарушения, допущенные водителями грузовиков и автобусов, и распознают знаки многих стран мира.
Еще 40 камер «Паркон-А» от питерского поставщика будут наказывать автомобилистов за нарушения правил парковки, остановки, стоянки, увидят, если машина проедет по трамвайным путям или встанет на пешеходном переходе.
– Большая часть приборов уже установлена, оставшиеся будут поставлены в ближайшие недели, – сообщили «ВК» в питерской компании. – Особенность современных комплексов прежде всего в их универсальности. Один и тот же прибор может быть использован как в стационарном, так и в передвижном вариантах, при этом контролируется множество нарушений. Таким образом создается среда, в которой безопасность движения становится приоритетом для водителей.
Судя по аукционной информации, в Казани «Кордоны» и «Парконы» раскидают по всему городу: на проспектах Универсиады, Ямашева, Амирхана, Победы, Мамадышском тракте, Горьковском шоссе, на улицах Глушко, Дубравной, Миля, Вишневского, Чистопольской, Сибирском тракте, мосту «Миллениум»…
– Понятно, что, если одна камера будет фиксировать больше нарушений, риск нарваться на штраф для водителей возрастает. Деньги от штрафов идут в бюджет субъектов, и на фоне пандемии и кризиса закономерно, что денег хотят собрать побольше, регионам нужно пополнить опустевшие карманы, – прокомментировал «ВК» нововведение юрист ФАР в РТ Владлен Копвиллем. – То, что старые камеры «Автодория» убрали, не означает, что штрафов за превышение средней скорости больше не будет, ведь и новые камеры можно настроить на это. Однако есть решение Верховного суда РФ о том, что такие штрафы незаконны, необходимо указывать конкретное место и время превышения скорости. Ссылаясь на решение ВС РФ, штрафы за среднюю скорость можно и нужно обжаловать в судах. Никаких госпошлин, как думают многие, при этом платить не придется. А то, что «Автодория» перестала выигрывать тендеры, тоже, я считаю, закономерно: раньше фирму возглавляла жена Николая Никифорова, который сначала был министром связи Татарстана, потом России. Сейчас Никифоров уже не министр.