«У него и борода точно такая же!»: в Казани разгорелся скандал из-за рекламы с царем, похожим на Ивана Грозного

0 0

«У него и борода точно такая же!»: в Казани разгорелся скандал из-за рекламы с царем, похожим на Ивана Грозного

Скандал из-за рекламы с изображением царя разгорелся в Казани в канун очередной годовщины взятия войсками Ивана Грозного столицы Казанского ханства. Пламя из искры распалила инстаблогерша и защитница всего татарского Лейла Лерон, опознавшая в улыбающемся бородаче на рекламной листовке Явыз Ивана. И вот уже сторонники активистки требуют у властей очистить город от недопустимой рекламы, а сама «татарочка, которая борется за лицо Казани» решила расторгнуть договор с интернет-провайдером, оскорбившим ее до глубины души.  

На рекламу «Дом.ру» с обещанием «Интернета, ТВ и кино по-царски» Лейла Лерон, известная активной борьбой за сохранение татарского языка и традиций, впервые наткнулась в лифте своего дома.

– От этой листовки я была в ступоре, как будто Гитлера увидела. Не знаю, насколько уместна такая аналогия, но для татар Иван Грозный – злодей, который убивал и насильно крестил их народ. Потом я увидела эту же рекламу на баннерах в метро. Считаю, что такая реклама в Татарстане недопустима, это отвратительно, – поделилась возмущением Лейла с корреспондентом «ВК». – Я рассказала своим подписчикам об этой ситуации, они тоже недовольны. А представители «Дом.ру» на возмущенные посты людей отвечают, что это вовсе не Иван Грозный, а собирательный образ русского царя. Еще написали, что это герой комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Переобуваются на ходу! Но если посмотреть на царя с рекламы, очевидно, что он списан с изображений Ивана Грозного. У него и борода точно такая же! В компании могли бы просто извиниться и признать свою ошибку. Поэтому я решила, что не буду больше пользоваться услугами «Дом.ру» и расторгну с ними контракт. К нашему Метроэлектротрансу у меня тоже большие претензии. Маркетологи федерального интернет-провайдера, которые разрабатывали эту рекламу, могли и не знать историю Татарстана, но работники казанского метро должны были сообразить, что такую рекламу у нас вешать не стоит.

Сейчас Лерон готовит жалобу в адрес руководства МУП «Метроэлектротранс», а ее сторонники – в мэрию Казани. «С ума сошли, перед днем захвата Казани (15 октября. – «ВК») выставлять Ивана Грозного по всему городу», – возмущаются они.

«У него и борода точно такая же!»: в Казани разгорелся скандал из-за рекламы с царем, похожим на Ивана Грозного

А вот председатель Общества русской культуры РТ и руководитель казанского отделения международной организации «Русское собрание» Михаил Щеглов считает, что нужно быть очень мнительным человеком, чтобы узнать в персонаже, облаченном в шапку Мономаха и рекламирующем услуги провайдера, царя Ивана Васильевича.

– Портретное сходство между персонажем на рекламе и Иваном Грозным отсутствует, – со знанием дела заявил Щеглов. – Вижу в этой ситуации лишь попытку блогера хайпануть. Что касается фигуры царя Ивана Васильевича, то он сыграл и в русской, и в татарской истории положительную роль. Масштаб его личности недооценен, образ демонизирован. На протяжении последних десятилетий враги России и татарского народа тянут татар в татаро-монголы. Хотя Волжская Булгария первой приняла на себя удар татаро-монгольского войска. Да, война за присоединение Казанского ханства была, но после этой войны татарам были предоставлены все преференции государствообразующего народа. Если бы не Иван Грозный, татары не стали бы хозяевами в государстве наравне с русскими, этот царь дал татарскому народу новое дыхание, новые возможности. Из всех народов России татары – наиболее комплиментарный народ к государствообразующему русскому.

Директор рекламной компании Global Media Андрей Ермолаев полагает, что никакой провокации в рекламе с царем нет, однако ее создатели допустили ошибку, не приняв во внимание местную специфику.

– Если какая-то часть народна недовольна, то, конечно, маркетологи промахнулись. Поскольку у нас республика специфичная, надо учитывать национальные моменты. Хотя с другой стороны, с этим тоже можно дойти до абсурда, – рассуждает он. – Честно говоря, если бы мне не сказали, что на этой рекламе изображен Иван Грозный, то я бы не понял, что там за царь. Но если есть люди, которые разглядели именно Грозного и которым это не нравится, это нужно поправить, чтобы не «раскачивать лодку».

Доктор социологических наук, гражданский активист Искандер Ясавеев тоже не заметил в бородатом персонаже, облаченном в царское одеяние, явного сходства с Иваном IV, но считает, что в рекламе не стоит использовать даже спорные образы:

– Если бы это был читаемый образ Ивана Грозного, то я как гражданин однозначно против его использования, поскольку имя этого исторического персонажа связано с расправами, казнями, кровопролитием. Использование образов злодеев, у которых «руки по локоть в крови», таких как Иван Грозный и Иосиф Сталин, в рекламе недопустимо. Но лично я увидел в этом изображении не Грозного, а скорее собирательный образ царя. Однако негативная реакция со стороны части казанцев указывает на то, что эта тема чувствительная для общественного сознания. В России историческая память – очень болезненный вопрос, и с ним надо быть осторожнее.

В пресс-службе компании «Дом.ру» заверили, что не хотели никого обидеть и оскорбить, используя образ царя в рекламе:

«Рекламная кампания «Засмотрись» нацелена на продвижение цифрового ТВ и Интернета на выгодных условиях. Образ царя в ней носит собирательный характер. Ранее образы царей использовались в многочисленных отечественных художественных произведениях, включая детские сказки. И там, и в нашем случае стоит воспринимать это как нейтральный образ. «Царь» в нашей рекламной кампании изображен радостным, задорным и улыбчивым, по сюжету он рассказывает о современных цифровых сервисах».

«У него и борода точно такая же!»: в Казани разгорелся скандал из-за рекламы с царем, похожим на Ивана Грозного

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

четырнадцать − четырнадцать =