«Райские птицы» и «Шурале»: в Национальном музее показаны безграничные возможности кожаной мозаики

0 0

«Райские птицы» и «Шурале»: в Национальном музее показаны безграничные возможности кожаной мозаики

Выставка «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство» открылась в главном музее Татарстана 16 июля. Она показывает всё разнообразие и красоту самой большой в мире музейной коллекции кожаной мозаики.

От традиционных сапог-ичигов XVIII – начала XX века до стильных аксессуаров и обуви современных модниц, дизайнерской мебели и художественных панно – таков диапазон представленных на выставке изделий. Каждое из них – настоящее произведение искусства: многообразие и гармония узоров и цветовой палитры плюс сама техника кожаной мозаики, требующая недюжинного мастерства.

О том, как это мастерство воплощается на практике, даёт представление старинный инструментарий. В том числе – станок для растяжки кожи, колодки, лекала, инструменты для кроя, а также миниатюрные деревянные гвозди для создания знаменитого казанского шва, который скрепляет в мозаичную «картину» вырезанные из кожи разноцветные узоры. Все эти предметы использовали в старину татарские мастера-ичижники Казани и Заказанья.
 
Из глубины веков ичижное ремесло казанских татар, известное в разных странах и частях света, дошло до наших дней. Причём фантазия современных мастеров не знает границ – достаточно взглянуть на работы выпускников Казанского художественного училища имени Фешина. «Выставка показывает, насколько богата эта техника, какие поистине безграничные возможности она открывает мастерам», – сказала директор училища Ольга Гильмутдинова.
 
Можно увидеть, как узорная кожа воплотилась не только в обуви разных фасонов, но и в авторских мебельных гарнитурах, комплектах для намаза и никаха, чехлах для охотничьих ружей и патронташе, ширме «Райские птицы», дамских сумочках, оббитых сундуках. Так древний татарский промысел стал креативным направлением дизайна. Не случайно выставка заинтересовала казанских художников, дизайнеров, модельеров.
 
Впрочем, такой же интерес наблюдался и сотню лет назад и не только в России. Среди экспонатов представлены ичиги, которые украшали стенд Татарской Республики на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.
 
В главном же музее Татарстана последняя выставка кожаной мозаики проходила в 2014 году. Об этом напомнила заместитель генерального директора музея, и. о. главного хранителя Лилия Саттарова – идейный вдохновитель и главный организатор нынешнего выставочного проекта, автор книги «Казанская узорная кожа».
 
«При подготовке нынешней выставки поработали и хранители, и реставраторы, которые готовили предметы к экспонированию, ведь кожа – очень капризный материал», – отметила Лилия Саттарова.
 
«Эта выставка – прекрасный проект и в связи с Годом родного языка и народного единства в Татарстане, и в год 135-летия со дня рождения Габдуллы Тукая – посмотрите на замечательное панно «Шурале» по мотивам тукаевской поэмы, – сказала руководитель отдела сетевого взаимодействия, международного и межрегионального сотрудничества Министерства культуры РТ Виктория Даутова.
 
«Огромную работу проделал наш коллектив, – подытожила и. о. генерального директора Национального музея Республики Татарстан Алиса Вяткина. – Благодарю всех создателей выставки!»
 
Выставка доступна по билетам в музей до конца августа.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

3 × пять =