«Откуда у нас эти знания?»: как пенсионеры Казани переживают испытание QR-кодами
После введения кодов и нового постановления, в котором говорится, что люди старше 65 лет должны сидеть дома из-за ухудшающейся обстановки с ковидом. тяжелее всего пришлось пенсионерам. Люди, незнакомые с новыми технологиям, просто не знают, как получить свой QR-код и как пользоваться Госуслугами.
Глава Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина обещала отправить на помощь бабушкам волонтеров, но они еще не успели ко всем дойти, а многие пожилые казанцы о таком виде помощи даже и не слышали. Журналист «КВ» пообщалась с казанскими пенсионерами, чтобы выяснить, как живется в эпоху QR-кодов.
«В больнице как на ярмарке народу, все за прививкой»
Я отправилась в ближайшие дворы города. Найти пенсионеров в нынешних условиях не составляет труда – далеко от дома они не уходят, переживая за свое здоровье.
Первой пострадавшей от диджитал-нововведений на моем пути стала Нина Гавриловна. Женщина в потертом плаще с тележкой шла очень медленно, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Узнаю, что так неспешно она идет до продуктового: «Пошла вот, а то ни хлеба, ни молока нет. Сестра хотела прийти купить, но не смогла. Внучка заболела, оставить не с кем, ее мать с отцом работают. Ну я и решила сама до магазина потихоньку сходить».
Пенсионерка рассказала, что никуда сейчас не ходит. Только в ближайший магазин и аптеку за углом, потому что боится вируса. Усугубляют ситуацию и больные ноги: артроз не дает ей жить, а в операции врачи отказали, мол, сердце слабое.
Именно из-за проблем со здоровьем, рассказывает женщина, она не может дойти до больницы, чтобы сделать прививку. «Сосед звал летом к метро прививку делать, я не пошла, а вчера знакомая из другого дома звонит и рассказывает, что она к кардиологу ходила, а в больнице как на ярмарке народу, все за прививкой», — говорит Нина Гавриловна. С больными ногами ей очередь не отстоять, вздыхает она.
Жалуется пенсионерка и на QR-коды. Рассказала, что в «Тандеме» раньше платила за кабельное телевидение, потому что он близко к дому, а куда придется ходить теперь, она даже не знает.
«Я привита, но регистрироваться никак не могу»
Двух других пенсионерок я встретила во дворе соседнего дома. По их словам, сегодня они впервые за долгое время позволили себе выйти на прогулку. Обычно дышат через окно квартиры, мол, ситуация в городе страшная, выходить лишний раз опасно. Но сегодня они прогулялись даже до Чаши, а на обратном пути решили зайти в магазин, куда их не пустили, несмотря на пройденный курс вакцинации. На входе сказали, что нужно регистрироваться на госуслугах, но, увы, женщинам никак не разобраться в приложении.
Лариса Николаевна рассказала, что недавно переболела, сейчас уже лечит тяжелые последствия вируса. Но дело в том, что по документам, подтверждающим болезнь, она получить код не может.
«По телефону у меня никак не получается. Вот мы пенсионеры, откуда у нас вот эти знания? У меня есть телефон, но я только в «Одноклассниках» сижу, пока они еще не закончились», — пояснила женщина. Говорит, что и привиться теперь сможет только через полгода, а пока что привычная жизнь ей не доступна.
Татьяна Ивановна, ее подруга по несчастью, рассказывает, что прививка у нее есть, но пользоваться всеми ее возможностями женщина не может: «Я привита, но надо регистрироваться, а я никак не могу». Родственников у пенсионерки нет, помочь некому.
«Господи, только не умереть бы ночью»
Анне Петровне 74 года. Всю свою жизнь она проработала учителем, а последние месяцы ей пришлось провести в больнице из-за коронавируса, сейчас она уже восстанавливается после болезни.
«Ой, чуть не умерла, 8 дней была в реанимации, вот так тяжело я перенесла болезнь. Каждый день молилась. «Господи, только не умереть бы ночью», — рассказывает женщина. Время в больнице она вспоминает со слезами на глазах, говорит, что в палатах часто кричали или просто стонали от боли. А за 8 дней, что она провела в больнице, в ее палате умерли две женщины.
Сейчас пенсионерка никуда не ходит, только до лавочки у подъезда, чтобы подышать свежим воздухом: «Если я куда-то иду, беру с собой паспорт и выписку из больницы». В телефоне, чтобы получить QR-код, говорит, ей точно не разобраться. Анна Петровна пояснила, что платить за газ-то не всегда получается.
Пенсионерка долго училась фотографировать счетчики на камеру телефона, чтобы отправлять фото дочери для оплаты. Но она часто бывает занята и не всегда находит на мать время. «Все эти телефоны, что только сейчас не делают – я не знаю», — тихо произносит женщина.
Бывшая учительница поделилась планам, что прививку делать уже не будет, потому что в поликлинику идти просто боится из-за очередей, которые сейчас там скапливаются: «Я переболела только два месяца назад. В 10-й поликлинике сейчас такие очереди, что второй раз там заболеешь».
Анна Петровна говорит, что ей сейчас очень тревожно за будущее: «Непонятно, что за болезнь, все только пугают. Что будет впереди у нас? Мы то ладно, пожили вроде, а вот внуки. Очень тревожно за них».
В конце татарстанским пенсионерам хотелось бы напомнить – с получением QR-кодов им могут помочь волонтеры. Сейчас в республике вновь начала работать горячая линия для оказания помощи населению. Ее номер: 8 800 200 34 11. Чтобы получить волонтерскую помощь, нужно позвонить по этому номеру на горячую линию и сообщить о своей проблеме. Оператор внесет вашу заявку в систему «ОНФ. Помощь».