От конки до электромотора. 125 лет назад вышел на линию казанский трамвай
Commons.wikimedia.org
18 ноября 1899 тысячи жителей Казани высыпали на улицы, чтобы посмотреть на «железное чудо», а если повезёт – и прокатиться на нём. Так в городе с 10 часов утра было открыто движение первого электрического трамвая по улицам Центральной, Проломной и Грузинской.
Само по себе путешествие в вагоне по рельсам, впрочем, новинкой не было – с 1875 года казанцев возила городская конка – вагоны-омнибусы тянули пары лошадей. Но вид «самобеглого вагона» приводил старожилов в ужас: в голове жителя XIX века просто не укладывалось, что можно ездить без всякой «животной тяги».
Лошадь в помощь
До 1875 года единственным средством передвижения казанцев были конные повозки. Владели ими богатые казанцы, державшие транспортные артели с наёмными извозчиками. Встречались на улицах и «одиночники» – крестьяне, приезжавшие в Казань, чтобы заработать извозом.
«К концу XIX века строительство ж/д путей в Казани стало необходимостью – гужевой транспорт не справлялся с потоком пассажиров, – рассказывает Дмитрий Отчик, преподаватель Казанского техникума железнодорожного транспорта. – Первую попытку создать железную дорогу предпринял в 1867 году местный промышленник Шитов.
Он уже было заключил договор с Казанской губернской управой на строительство дороги длиной семь вёрст от ул. Большой Проломной (ныне Баумана) до волжских пристаней. Но планам не суждено было сбыться: условием работы конки в городе была обязанность следить за её исправным состоянием, с чем Шитов не согласился».
1 января 1870 года министерство путей сообщения одобрило проект отставного штабс-капитана Петра Панаева. Работа закипела, в городе расчистили место для будущих путей, рельсы закупили на уральских заводах. По первой линии конки, от Проломной до «Дальнего устья», пустили трамвайный вагон, запряжённый парой лошадей. «Погода благоприятствовала великому событию, – писали казанские газеты. – На протяжении всей Земской дамбы (ныне Кировская), через которую проходил маршрут, были вывешены разноцветные флажки».
Поначалу конка обслуживала только центральные районы. Уже позже, когда трамвайным сообщением в Казани стали заведовать предприниматели из Бельгии, протянули ещё четыре линии – Волжскую (от Толчка на Большой Проломной до пароходных пристаней на Волге), Проломную (по Проломной до Суконной слободы), Черноозёрскую (от Чёрного озера по Грузинской улице к Арскому полю), Центральную (от Верхне-Фёдоровской улицы до Рыбнорядской площади), Екатерининскую (по Московской улице до завода Крестовниковых) общей протяжённостью 15 вёрст. Проезд на верхней открытой площадке стоил 5 копеек, а внутри вагона – 15.
Вагон без экипажа
Летом конка ходила исправно с 7 утра до 9 вечера. Зимой движение шло по отдельным линиям, а могло и вовсе остановиться до весны. Линия была одноколейной, с разъездами, на которых вагоны дожидались встречных. Первое время из-за высокой стоимости проезда конкой пользовалась только избранная публика – купцы, военные, чиновники. Спустя несколько лет по настоянию земства проезд подешевел, и дорога стала настоящим общественным транспортом – в трамваях стали ездить крестьяне, грузчики и мастеровые.
Для перевода вагонов на электрическую тягу Центральную станцию трамваев построили в 1898 году на Кабане. Там же располагалась и паровая электростанция, динамо-машины которой вырабатывали ток напряжением 550 вольт специально для питания контактной трамвайной сети.
Два года спустя по Казани курсировало уже 36 трамвайных вагонов, и зимой их начали отапливать, устанавливая электроТЭНы, поддерживающие температуру внутри до +9 градусов.
Образец одного из первых трамваев – «Империал» – сегодня стоит на улице Петербургской, на аллее, посвящённой истории общественного транспорта города.
Трамваи в начале ХХ века сыграли огромную роль в обеспечении мобильности населения города. Фактически это был весьма доступный и относительно быстрый способ попасть из одной части Казани в другую. Популярность его оказалась столь большой, что всего пять лет спустя после запуска движения трамвайные пути стали расширять, прокладывая дополнительный путь для двупутного движения без встречных помех.
И сегодня по Казани ездят более сотни трамвайных вагонов, которые ежегодно перевозят более 16 миллионов пассажиров.
Оцените материал