Наши бабушки так не одевались. Носили ли татарские мусульманки никабы?
Старинные татарские фотографии
В Татарстане практически каждая женщина, покрывающая голову платком, сталкивается с критикой, что это «чужая традиция», не характерная для татар. Дискуссии о ношении никабов, закрывающих лицо, остаются актуальными в России, особенно на фоне недавних предложений о запрете. Действительно ли, татары издревле не носили арабские одеяния или это политический миф? Подробности в материале «АиФ-Казань».
Древняя традиция
Для начала тем небольшое разъяснение для тех, кто слабо знаком с исламскими традициями: что такое никаб и хиджаб, и чем они отличаются друг от друга.
Никаб — это женский головной убор, обычно чёрного цвета, полностью закрывающий лицо и оставляющий лишь узкую прорезь для глаз. Любопытно, что никаб — отнюдь не исламское «изобретение», ещё до нашей эры его носили ортодоксальные иудеи.
Хиджаб — в общем смысле — платок на голову, оставляющей открытым лицо женщины и в ряде случаев укрывающий лишь волосы. Строгих правил в отношении того, как должен выглядеть хиджаб, какого цвета он должен быть, нет. В Иране, например, хиджабы нередко и вовсе представляют собой лёгкие полупрозрачные вуали, накинутые на голову.
А как одевались в Татарстане и насколько справедливо говорить о никабе как о национальном элементе одежды? Исторические исследования и архивные материалы показывают, что татарские женщины носили одеяния, полностью соответствующие исламским канонам, хотя и с собственным этническим колоритом.
Татарская семья в Пензенской губернии в 19 веке. Фото: Старинные татарские фотографии/ Барон де Бай.
Традиционные татарские костюмы всегда отличались яркостью и декоративностью. Исследовательница Светлана Суслова в своей книге «Татарский костюм. Историко-этнологическое исследование» детально описывает татарские головные уборы: платки, калфаки (расписные шапки), покрывала. Интересно, что покрытие лица иногда ассоциировалось с достатком и статусом семьи. Например, в XIX веке краевед Карл Фукс отмечал, что богатые татарки старались скрывать свои лица не только от посторонних мужчин, но и даже от родственников мужа. Однако женщины из менее обеспеченных семей могли себе позволить больше свободы в ношении одежды, иногда выходя на улицу с полуоткрытым лицом.
Казанская мусульманка в привычном для себя одеянии в 19 веке. Фото: Старинные татарские фотографии
Особую роль в сохранении традиций играла социальная структура, отмечает этнограф. Чем богаче был татарин, тем более скрыта была его жена.
Никаб у казанской татарки в 19 веке. Фото: Старинные татарские фотографии
Социальные нормы прошлого
К слову, вопрос носить или не носить никаб рассматривали еще в царской России — проблему обсуждали в ходе Всероссийского съезда мусульман в Москве в 1917 году. В протоколе Съезда говорится, что в шариате (исламских законах) нет предписаний обязательно носить одеяния, закрывающего лицо женщин.
Но с приходом революции и борьбой с религией в начале 20-го века ситуация с традиционными мусульманскими костюмами и требованиями к одежде кардинально изменилась. По сути, произошёл слом правил и традиций, и к 1930-м годам женщины массово отказывались от ношения платков, полностью закрывающих волосы.
Мусульманки из Бугульминского уезда в зимнем одеянии в 19 веке. Фото: Журнал «Огонекъ» 1907 года/ Огонёк
Сегодня, несмотря на изменения, современные мусульманки в Татарстане стараются сохранять этнические элементы в своих нарядах. Дизайнеры интегрируют национальные мотивы в исламскую моду, создавая уникальные образы, сочетающие традиции и современные тренды. Например, использование калфака и платка в новом прочтении, а также сочетание традиционной обуви — читек — с современной одеждой помогает создавать великолепные костюмы, ничуть не напоминающие «чёрные балахоны», близкие к ярким светским одеяниям, но при этом сохранить этническую специфику и подчеркнуть индивидуальность.
Запрет и раскол
И всё-таки, является ли ношение закрывающих лицо платков нарушением норм? Даже среди мусульманских лидеров мнения здесь разделились. В то время как Духовное управление мусульман России допускает запрет никаба в случае доказанной угрозы, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин выступает против, считая это проявлением исламофобии. Впрочем, нельзя не отметить, что никабы запрещены не только в Европе, но и в некоторых мусульманских странах, таких как Египет и Индонезия.
«Сегодня мы живем в правовом светском государстве. Поэтому логичным был бы запрет на принуждение женщин надевать никаб. Ношение никаба должно оставаться правом и личным делом женщины, как и ношение хиджаба, который верующие не нарушат ни при каких обстоятельствах. Зачем этот вопрос вообще поднимать? Чтобы противопоставить мусульман другим гражданам России или чтобы дети мусульман перешли на домашнее обучение?», — негодовал Камиль Самигуллин на фоне информации о возможном запрете хиджабов в России.
К 20 веку одеяния столичных татарок резко изменились. Фото: Старинные татарские фотографии
По мнению Самигуллина, вопрос никаба на сегодняшний день в республике неактуальный.
«Мусульмане — коренные народы России, они исповедуют ислам с древних времен. Мы защищали экономические и политические интересы нашей Родины на разных этапах ее истории. Даже в сталинские времена во время войны с мусульман сняли ограничения. В дореволюционной России проблем с одеждой не было, все одевались так, как считали нужным, включая женщин. Те фотографии, что дошли до наших дней, свидетельствует о том, что традиционная одежда женщин России имела общие черты — ткань покрывает их с головы до ног, оставляя открытыми лицо и кисти рук. Можно утверждать, что женщины России на протяжении многих веков носили костюм, который мусульмане прозвали хиджабом», — рассказал Камиль хазрат Самигуллин.
Одеяния казанских мусульманок в наши дни. Фото: ДУМ РТ
Разговоры о запрете религиозной одежды в России опасны, так как могут спровоцировать межнациональную рознь. Запреты могут быть восприняты как попытка борьбы с радикализмом, но также и как ограничение религиозных свобод. Поэтому большинство экспертов считают: всем участникам процесса, который так или иначе преобразует общество, необходим тщательный и равный диалог.
Оцените материал