Камзол, фартук и лыковые галоши. Как одевались татары XIX века?
Сюжет Многонациональный Татарстан
Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины – калфак. © /
Из архива Абдуллы Дубина
/ АиФ
Традиционный татарский костюм более 100 лет назад состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги ичиги. Завершали образ головные уборы. О том, как одевались татары в XIX веке, «АиФ-Казань» рассказала этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.
Что носили горожане
Под влиянием моды и развития промышленности национальная одежда татар со временем менялась. В XIX в. основой мужского и женского гардероба была длинная рубаха, похожая на тунику, шитая из холста или тонкой полотняной материи. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Мужская рубаха шилась с воротом-стойкой, а по праздникам надевали с отложным воротником, украшенным вышивкой.
«До конца XIX в. мужчины подпоясывали рубахи, – рассказывает Дина Гатина-Шафикова. – Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX в., однако в свадебном обряде его использовали ещё долго».
В обычае у мужчин было носить двое штанов: нижние из светлой ткани и верхние – чалбар – более тёмных тонов, чаще в полоску. Сверху надевали камзол – это приталенная жилетка поверх рубахи. Но так ходили только во дворе. Для улицы надевали приталенный казакин (длиннополая или короткая с рукавами одежда) или прямоспинный джилян (длинный весенне-летний халат) и чекмень (верхняя длинная одежда с рукавами). Камзолы, казакины и джиляны в это время шили из ярких разноцветных шёлковых, атласных, парчовых восточных тканей. Чекмени – из тёмных, однотонных, шерстяных. На голове мужчины носили тюбетейку в форме полусферы или невысокого конуса. Шили её из ярких тканей с рисунком, а однотонные покрывали вышивкой.
Мужчины носили двое штанов, рубаку, камзол и иичиги. Фото: АиФ
Зимой мужчины надевали приталенный утеплённый бишмет (похож на казакин) и шубы – приталенные и прямоспинные. На тюбетейку надевали меховую шапку в форме невысокого цилиндра.
Женский гардероб был похож на мужской. Правда, со временем рубаха трансформировалась в платье, но сохранила туникообразный покрой. Её женщины никогда не подпоясывали. Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой – кукрэкчэ, и внешний нарядный – изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой.
«В конце XIX в. горожанки перестают носить рубахи, заменив их приталенным платьем, которое дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX в.», – продолжает этнограф.
Под рубахой у женщин были штаны, а поверх – камзол, бишмет и джилян того же покроя, что и мужской.
Главным украшением образа был калфак – головной убор татарочек. Его делали достаточно объёмным, чтобы закрыть голову, волосы и шею сзади. Калфаки шили из ярких тканей, украшали аппликациями, бусинками, жемчугом. Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок.
Женщины носили калфак с платком. Фото: АиФ-Казань
Как одевались крестьяне
Одежда зажиточных крестьян была схожа с гардеробом горожан. Больше отличительных деталей имел будничный рабочий костюм. И у мужчин, и у женщин обязательным атрибутом был фартук из неотбелённого холста или бязи. Под фартуком у мужчин в зависимости от погоды были рубаха, камзол, казакин, ватный бешмет.
«Бешмет был самой распространённой одеждой среди крестьян. У мужчин несколько короче, чем у стариков», – говорит Дина Гатина-Шафикова.
Камзол женщины-крестьянки начинали носить после свадьбы. Шили его из бархата, пёстрого узбекского атласа или шёлка. В деревне камзол был и одеждой для улицы.
Основным головным убором женщин-крестьянок был ситцевый платок, который надевали в роспуск и завязывали под подбородком, а во время полевых работ – на затылке. Праздничным убором считалась красивая шёлковая шаль, которую женщины набрасывали на платок, а девушки – на белый калфак.