Иди и делай. Артист Валерий Афанасьев о забытом герое Смутного времени
Народный артист России Валерий Афанаьев (в центре) сыграл воеводу Шеина в спектакле Малого театра «Смута. 1609-1611 гг.». / Евгений Люлюкин / Государственный академический Малый театр
Казань стала первым городом, где за пределами Москвы увидели спектакль Малого театра «Смута. 1609-1611 гг.». Это постановка по роману Владимира Мединского «Стена» о самой длительной обороне города в истории России — обороне Смоленска, продолжавшейся с сентября 1609 г. по июнь 1611 г.
Смоленск недаром называют щитом России. В 1609-1611 гг. он сковал основные силы польской армии, и враги отказались от большого похода на Москву.
О непростой судьбе воеводы Михаила Шеина, руководившего обороной Смоленска, о своём отношении к историческим личностям разных времён «АиФ-Казань» рассказал один из ведущих актёров Малого театра Валерий Афанасьев.
«Меня называют Ниагара»
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: — Валерий Алексеевич, из истории Смутного времени все мы помним в основном Минина и Пожарского. Получается, воевода Шеин, которого вы играете, забытый герой, недооцененный персонаж. Как вы работали над этой ролью?
Валерий Афанасьев: — Михаил Борисович Шеин — очень трагическая фигура. Более года держал оборону Смоленска. Был взят в плен. Восемь лет провел в плену у поляков. Потом вернулся и опять служил Отечеству. Но был казнён по приговору Боярской думы на Красной площади в Москве — то ли в результате заговора бояр, то ли ещё по каким-то причинам. Почему-то решили, что Шеин поклонялся кресту короля Сигизмунда III. Но этот человек был искренне предан своей Родине. Когда воеводы объединились, чтобы спасти страну от смуты, Шеин делал всё, что мог, для защиты родной земли. Был храбрым воином, стратегом, политиком.
Легендарные защитники Смоленска: воевода Михаил Шеин
Есть изображение Шеина, на котором он выглядит как Илья Муромец с гривой волос. Мы пробовали подобрать для воеводы такой парик. Но Юрий Мефодьевич (Соломин, до января 2024 г. художественный руководитель Малого театра. — Авт.) сказал, что он какой-то слишком большой. В итоге мой Шеин выглядит как обычный человек того времени — у него борода, на голове отделанная мехом шапка.
Этот герой интересен своей мощью, сильными эмоциями. Он близок мне по энергетике. Меня иногда называют Ниагара. (Улыбается).
Работать над ролью было несложно, прежде всего, благодаря хорошим партнёрам — актёры Малого театра могут всё. Тем более, что в этой постановке много пластов — воинское начало, романтическая линия, религиозные темы.
— Вы религиозный человек?
— Я крещёный, но не религиозный. В церкви мне некомфортно — кажется, что на меня все смотрят… На мой взгляд, вера — это вещь интимная, требующая уединения. Но я человек верующий, верю в высший разум, в совесть.
Сцена из спектакля Малого театра «Смута. 1609-1611 гг.» — свадьба племянницы воеводы Шеина Катерины (актриса Лидия Милюзина).. Фото: Государственный академический Малый театр/ Евгений Люлюкин
И ругали и хвалили
— Премьера «Смуты» состоялась в 2018 г. Реакция была разной. Многие критики критиковали, а обычным зрителям постановка понравилась.
— Очень хорошие отклики идут от простых людей. Мои старшие внуки, например, с удовольствием посмотрели этот спектакль.
Было время, когда нас ругала либеральная публика: как это Малый театр ставит спектакль по произведению министра культуры!? (В. Мединский с 21 мая 2012 г. по 21 января 2020 г. работал министром культуры РФ. — Авт.). А что в этом странного? Эти критики забывают, что в 1920-е годы театры ставили произведения первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Некоторые пьесы наркома Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в театрах за рубежом.
Владимир Мединский — известный историк, достойный человек — недавно был у нас в театре на спектакле, разговаривал с артистами. Теперь он ведёт переговоры (прямые переговоры между Россией и Украиной), за которыми следит весь мир. Мы очень этим гордимся.
От Годунова до Сталина. Пять правителей, для которых год Змеи стал роковым
— В числе ваших работ крупные полководцы, в том числе маршал Жуков. Вы получили премию Правительства России за роль Бориса Годунова в постановке «Царь Борис» по А. К. Толстому. Годунова часто называют слабым царём. Какие качества, на ваш взгляд, необходимы военачальнику, правителю?
— У Шеина в «Смуте» есть высказывание, что все беды произошли из-за Бориса. Но Годунов — сложнейшая личность, на долю этого царя выпало много испытаний. Несколько лет из-за погодных аномалий в стране был страшный голод. В Угличе при загадочных обстоятельствах погиб маленький царевич Дмитрий, в его смерти обвиняли Годунова. Думаю, ему не повезло чисто человечески.
Одной из самых неоднозначных фигур в мировой истории считается Иосиф Сталин. Я однажды упомянул Сталина всуе в разговоре с моим тестем, и он сразу ушёл от этой темы. Тесть был достойнейшим человеком, воевал, закончил Великую Отечественную войну под Кёнигсбергом. Он дал мне понять, что воевал за Родину, а не за Сталина, но эта личность была для него стержнем.
Артисты Малого театра на гастролях в Казани — слева направо: заслуженный артист России Алексей Фаддеев (играет роль Григория Колдырева в спектакле «Смута. 1609-1611 гг.»), актриса Лидия Милюзина, народный артист России Валерий Афанасьев. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
«Иди, делай»
— В детстве мама требовала от вас: «Говори чётче и не морщи лоб». Кто были ваши родители? Как они вас воспитывали?
— Отец Алексей Васильевич всю войну делал танки, он был слесарем седьмого — то есть высшего разряда. Потом окончил военное училище, стал офицером. Мама Антонина Максимовна была домохозяйкой, большой труженицей, бралась за любую работу. Одно время работала линотиписткой (специалистом по набору текста) в типографии, участвовала там в какой-то самодеятельной театральной постановке.
Родители выросли в деревне. Папа был родом из-под Калуги, а мама из Подмосковья. Нас они воспитывали в строгости. Мы жили в комнате в 12,5 метра около станции метро «Авиамоторная». Я до сих пор помню, как там была расставлена мебель. Мама была аккуратистка — у неё каждая вещь на своём месте, и чистота необыкновенная всегда.
Мы постоянно ходили на спектакли, потому что мама очень любила театр. Брат окончил Щепкинское училище. А я до 10-го класса и не думал о творческой профессии, занимался спортивной гимнастикой. Мама хотела, чтобы я поступил в военную медицинскую академию, но мне эта идея не пришлась по душе, потому что боюсь крови. И вдруг какое-то озарение произошло — я понял, что хочу быть актёром.
Мама прожила 97 лет. Два года болела, практически не вставала. Перед тем, как уйти, она взяла мою руку и сказала: «Иди, Валера, иди, иди, делай, делай». Я расшифровал это себе как «Делай, что должно и будь, что будет».
Сейчас у меня три сына и пять внуков. Они все разные, мы можем спорить о каких-то вещах, но у нас очень хорошие отношения. Я рад, что мои ребята душевные, «сердечные» — умеют сопереживать, поддержать.
ДОСЬЕ
Валерий АФАНАСЬЕВ родился в Москве в 1949 г. Народный артист РФ. Окончил ВТУ им. Б. Щукина. Служил в Театре им. Гоголя, в Театре на Юго-Западе, Театре им. К.С. Станиславского. С 2017 г. служит в Малом театре. Сыграл в 200 фильмах. Пишет музыку, стихи, автор книги «Иди за прошлым».
Что плохо Михалкову, хорошо Месхиеву. Малоизвестные факты о романе «Стена»
КСТАТИ
Малый театр показал спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» в Казани в рамках программы «Большие гастроли».
Приключенческий роман В. Мединского «Стена» о событиях Смутного времени вышел в 2012 г. Выход книги был приурочен к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г. и 400-й годовщине Московской битвы, в которой силы Второго народного ополчения нанесли поражение гетману Ходкевичу.
Оцените материал
Комментарии закрыты.