Главный художник казанского ТЮЗа: «Самое сложное – создавать двух-трехэтажные декорации, чтобы актеры могли ходить на верхних этажах»

0 2

Какую роль в спектаклях играют декорации и как рождаются идеи по оформлению сцены, рассказал Ленар Гильмутдинов.

Главный художник казанского ТЮЗа: «Самое сложное – создавать двух-трехэтажные декорации, чтобы актеры могли ходить на верхних этажах»

Фото: Город Казань KZN.RU

(Город Казань KZN.RU, 22 мая, Ксения Швецова). В столице Татарстана продолжается культурный проект «Казан гастрольләре – Казанские гастроли». В рамках него за 4 месяца состоялось 40 спектаклей, которые увидели 6 тыс. жителей и гостей Казани. В числе его участников – Казанский театр юного зрителя, который в конце апреля представил зрителям в ДК железнодорожников спектакль «Первый тайм», премьеру нынешнего сезона.

Главная особенность театров и их безусловное преимущество над кинематографом – это возможность полностью погрузиться в мир спектакля и стать частью представления. В первую очередь зрителям в этом помогают актеры и режиссеры, однако не меньшую роль играет художественное оформление спектаклей. О том, как рождаются идеи для декораций, какие из них наиболее сложные в изготовлении и как современные технологии помогают в подготовке представлений, читателям портала KZN.RU рассказал заслуженный деятель искусств РТ, художник-постановщик театра и кино, главный художник Казанского театра юного зрителя Ленар Гильмутдинов.

Декорации должны быть компактными и мобильными

Содержание статьи:

Главный художник казанского ТЮЗа: «Самое сложное – создавать двух-трехэтажные декорации, чтобы актеры могли ходить на верхних этажах»

«Я учился в художественной школе, потом окончил казанское художественное училище, высшее образование получил в институте культуры. С театрами сотрудничаю 40 лет, а именно в ТЮЗе работаю 15 лет.

В театре художник-постановщик создает общее решение для спектаклей, рисует эскизы, габаритные чертежи, в которых продумывает все – декорации, костюмы, бутафорию, реквизит, каждую мелочь. Художник разрабатывает идею и ее воплощение совместно с режиссером, а уже после этого декорации изготавливают в бутафорских цехах.

Работа идет постепенно. Например, если мы думаем над костюмами для спектакля, то я сначала рисую черно-белые наброски, которые оценивает режиссер. Если он одобряет наброски, то я подготавливаю эскизы в цвете. После этого мы обычно выбираем ткани, фактуру, отдаем их в пошивочный цех, где уже и шьют костюмы.

Подготовка к одному спектаклю занимает от одного до трех месяцев. Самое сложное – создавать двух-трехэтажные рабочие декорации – это такие прочные «строения», чтобы актеры могли ходить на верхних этажах. В театре Камала у меня был подобный опыт: там была огромная, на всю сцену, декорация, изготовление которой требовало много сварки. Но даже такие массивные декорации обычно делают не более трех месяцев.

Нужно еще учитывать, что декорации должны быть в сборном виде очень компактными. Ведь в репертуаре театра – 20-25 спектаклей, у каждого свои декорации. Нужно место для их хранения. Это важно и для гастролей – чтобы можно было перевозить декорации, чтобы они были мобильными, не ломались от любого прикосновения. Продумать это – тоже обязанность художника.

Перед началом каждого спектакля все декорации еще раз проверяют. Мы смотрим на то, все ли в порядке, нужно ли что-то подкрасить, подклеить. Нет такого, что один раз сделали декорацию и на этом работа выполнена. Это бесконечный процесс».

Одна задумка художника может повлиять на воплощение всего спектакля

«Идеи о том, как оформить спектакль, подчас приходят очень неожиданно. Например, у нас есть спектакль «Теремок», который очень интересно создавался. В тот год я оформлял большой русский праздник «Каравон» в деревне. Когда праздник закончился, я начал прибираться, собирать вещи, реквизит… И вдруг увидел такую картину: на телеге уезжали люди, приехавшие на праздник из другой деревни, и на ней сидел уставший мужчина с гармошкой в руках. Он уснул, и гармошка упала в траву, а телега продолжала ехать. И это картина у меня в голове осталась: высокая трава, в ней лежит гармошка…

И вот спустя какое-то время приходит ко мне режиссер в театре и говорит: нужно поставить спектакль «Теремок». Есть идеи? Тут меня осенило: гармошка! Эта картина всплыла в памяти, и я понял, для чего я ее тогда заметил. Ведь что такое теремок? Это что-то, что лежит на улице, куда могла бы поместиться маленькая мышка-норушка, лягушка – то есть не очень большой предмет. И вот для этого спектакля мы сделали такую большую гармошку, которая лежит среди травы. Мимо идет маленькая мышка, видит эту гармошку, подходит к ней, нажимает на клавишу как на звонок: «Кто живет в теремке? Никто. Я буду жить». И так далее… Вот так один случай может повлиять на оформление всего спектакля.

Главный художник казанского ТЮЗа: «Самое сложное – создавать двух-трехэтажные декорации, чтобы актеры могли ходить на верхних этажах»

Спектакль «Кошкин дом»

Фото: Театр юного зрителя

Или есть еще спектакль «Кошкин дом». Мы с режиссером обсуждали, как его можно воплотить. И я придумал такую историю: в детской комнате разбросаны игрушки – роботы, кукла Барби, конструкторы, мягкие игрушки и прочее. И вот в эту комнату заходит сказочник и оживляет эти игрушки, которые потом и начинают играть спектакль.

В общем, как правило, я придумываю идею, воплощаю ее в рисунке, предлагаю режиссеру и если он согласен – мы от нее отталкиваемся».

Задача художника – помочь режиссеру, актерам и автору пьесы раскрыть суть произведения

«Сегодня мое основное место работы – это ТЮЗ, но я сотрудничаю и с другими театрами, работаю в кинематографе, оформляю концерты, праздники. Иногда даже попадаю в кино как актер на эпизодические роли, так как нахожусь на съемочной площадке. И в клипе Салавата Фатхутдинова даже снялся – это интересный опыт для меня.

В театре работать мне нравится больше, чем в кино. Здесь все настоящее, здесь зрители – часть представления. Это все-таки моя любимая работа.

Современные технологии сильно отразились на нашей работе. Сейчас я могу, к примеру, нарисовать узор для спектакля, а потом мы его распечатаем на ткани. Это особенно хорошо для исторических костюмов. Появились новые материалы, ткани, светодинамические конструкции… Все это очень помогает нам в работе.

Я думаю, что никогда не надо жалеть усилий и средств при подготовке спектакля. Ведь человек приходит, тратит свои деньги, время, он хочет быть частью этой атмосферы, чувствовать ее изнутри – и мы должны ему помочь прожить общую историю вместе с актерами.

Задача художника – помочь режиссеру, актерам и автору пьесы раскрыть суть произведения. Ведь в первую очередь успех спектакля все равно зависит именно от них». 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.