«Это сатанизм какой-то!»: Казань пребывает в культурном шоке от уличных чудовищ с головами Ленина и Сталина
Не успели казанцы подивиться на серебряных гуманоидов, которых «высадил» на улицы самодеятельный скульптор, как нас подстерег новый культурный шок. На улице Павлюхина перед еще не открытым торговым центром Kazan Mall появилась уличная экспозиция «Атлеты неофутуризма». Политические идолы прошлого века – Маркс, Ленин, Сталин, Черчилль… – представлены в виде фантасмагорических чудищ, в которых слились воедино части чьих-то тел, растений, кирпичи и головы вождей. К диковинным скульптурам стекаются толпы народа – одни плюются, другие восторгаются, и все делают селфи.
До того как поразить воображение казанцев, экспозиция художника Дмитрия Каварги, подготовленная к ЧМ по футболу, была выставлена в двух городах – Москве и Питере. Вслед за жителями двух столиц пришел наш черед знакомиться с творениями Каварги. По сравнению с ними крылатые барсы и зиланты Даши Намдакова (которые в свое время напугали многих казанцев) выглядят милыми симпатяшками из детских мультиков.
В экспозицию вошли пять скульптур под названиями «Вратарь», «Судья», «Защитник», «Нападающий» и «Капитан». И если у просвещенных зрителей они вызывают ассоциации с мистическими полотнами Гойи и Босха, то менее искушенные ассоциируют арт-объекты с триллером «Нечто».
К примеру, скульптура «Судья» опирается на человеческое сердце и статные тела неведомых существ, из которых произрастает то покрытая мхом грибница, то кровеносная система, а на ней тут и там висят головы Ленина. Длинную шею-позвоночник, поросшую маленькими Ильичами, венчают две большие ленинские головы, зорко следящие за пространством. Как тут не вспомнить – «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Молодежь рядом с «Судьей» посмеивается, что это неплохая альтернатива памятнику Ленина на площади Свободы – все-таки XXI век на дворе.
У объекта «Нападающий», который также похож на кусок биомассы, казанцы гадают, что связывает Уинстона Черчилля и футболиста Криштиану Роналду, поскольку именно их головы украшают скульптуру. «Без бутылки не разберешься», – самый частый комментарий, который высказали в присутствии корреспондента «ВК» десятка два человек.
Безусловным хитом выставки является композиция «Защитник»: здесь в коконе-капюшоне из кирпичей, ткани и чего-то биоаморфного спряталась голова Сталина. В сопроводительной информации поясняется, что это метафора «темы зарождения и развития диктаторской власти в недрах ничего не подозревающего социума».
– Ну и как вам современное искусство? – поинтересовалась корреспондент «ВК» мнением публики на арт-площадке.
– Конечно, это не привычный нам с молодости социалистический реализм, но выставка впечатляет, она не скучная, – ответила дама в возрасте 70+, представившаяся Натальей Петровной. – Говорят, каждый имеет право на собственное мнение. Право-то есть, да не у каждого есть что сказать. Мнение Каварги мне интересно, так ему и передайте: старшее поколение одобряет.
– А это правда, что ли, искусство? С какой целью автор искажает представление об исторических личностях? – раскипятился молодой человек Антон. – Этот Карл Маркс в чреве… То ли сожрали его, то ли родить собираются. Гадость, в общем.
– А мы специально с 15-го этаж спустились посмотреть, что это здесь за движуха. Живем напротив, – улыбнулись супруги Руслан и Екатерина. – Здорово, что у нас прямо под окнами арт-пространство появилось. Актуальное искусство для того и нужно, чтобы люди развивались, дискутировали.
– Это не искусство, а сатанизм какой-то, – тут же вступил в дискуссию с молодой парой мужчина средних лет Фархат. – Поставили бы нормальные скульптуры, со смыслом и чтобы посмотреть было приятно. А тут сон разума какой-то! Было бы у меня право, прямо сейчас снес бы это уродство.
– Такое красивое здание ТЦ построили и таких уродов поставили, – поддержал его гость из Богатых Сабов по имени Ренат. – Вот у нас в Сабах народная культура представлена, персонажи сказок Тукая, всем понятно и спокойно. Наш глава ни дня таким скульптурам не дал бы простоять!
– Народ все новое в штыки принимает, – прокомментировал реакцию публики охранник Александр, который оберегает арт-объекты от вандалов. – Забыли уже, как ругали скульптуры Намдакова у «Чаши»? Я тут сутки через двое дежурю, вижу, что ажиотаж огромный. Большинство, конечно, в шоке. А чего они хотели-то? Чебурашку с Крокодилом Геной?
– Я совершенно социофобный персонаж, поэтому в публичных дискуссиях о своих работах не участвую, – ответил на вопросы корреспондента «Вечерней Казани» сам художник Дмитрий Каварга, который называет себя «биоморфным радикалом». – Обычно арт-сообщество реагирует на мои опыты очень позитивно, а народ – ровно наоборот. Реакция всюду схожа, что в Москве, что в Питере люди реагируют довольно резко. Но это все от невежества. У нас в России очень мало современной скульптуры в общественном пространстве. Но я всегда с удовольствием цитирую слова академика Сергея Капицы: «Культуру надо насаждать. Даже силой. Иначе нас всех ждет крах». Не надо воспринимать изображения известных персонажей в моих работах как провокацию или оскорбление. Любые провокации искусством не являются моей стратегией, я далек от политики. Это всего лишь философский троллинг. Понимаете, по сравнению с даром жизни, всеми ее чудесами, с красотой тела, силой энергии эти персонажи просто маленькие символы временных событий. Их было много и будут новые, они – мыслительный мусор. Вместо того чтобы увидеть в скульптурах сложную завинченность форм, пластическую красоту и напряжение, сознание людей цепляется за эти литературные маркеры. Ну а дальше восприятие заканчивается и начинается бурление.
По словам казанского куратора выставки кандидата искусствоведения Гузель Файзрахмановой, первоначально на арт-площадке перед Kazan Mall планировалось установить масштабную скульптуру «Казанское вещество» в исполнении Дмитрия Каварги. Она должна была стать продолжением ландшафтного проекта вокруг здания. Однако в планы вмешался COVID-19 и работа над скульптурой прервалась. В итоге перед новым ТЦ решили разместить «Атлетов неофутуризма».
– К взрывной реакции казанцев мы были готовы,- призналась искусствовед. – Нам важно и интересно прощупать восприимчивость городской среды к такого рода эксперименту. Учитывая большой резонанс, планирую провести на арт-площадке публичную лекцию о творчестве Дмитрия Каварги и об этом проекте. Художник создает свои объемные коллажи из металла и полимеров. Живут такие скульптуры всего несколько лет, а головы, кстати, напечатаны на 3D-принтере. Со временем, когда пластмасса начинает крошиться, Дмитрий ее перерабатывает, используя материал в новых объектах.
Экспозиция пробудет в Казани до 20 ноября. Так что время сделать селфи еще есть.
Фото автора