«Если выгодно Москве, они любой закон могут принять…»: депутаты бьются за должность президента для Татарстана

0 0

«Если выгодно Москве, они любой закон могут принять...»: депутаты бьются за должность президента для Татарстана

Свое твердое «нет» законопроекту о региональной власти, предлагающему, в частности, называть руководителей субъектов РФ главами, а не губернаторами и президентами (такое название сохранилось лишь в Татарстане), сказали сегодня члены Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению. 20 подготовленных ими поправок предстоит утвердить на ближайшей сессии республиканского парламента 25 ноября, после чего их отправят в парламент российский.  

Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», подготовленный депутатом Госдумы РФ Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом, предусматривающий, в частности, что высшее должностное лицо субъекта Федерации может именоваться только главой, а не губернатором, мэром или президентом, во вторник был принят Госдумой в первом чтении. Из депутатов от Татарстана за него проголосовали четверо, чем вызвали упреки в свой адрес от участников сегодняшнего заседания Комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению.

На заседании, посвященном в основном обсуждению законопроекта Клишаса-Крашенинникова, глава комитета Альберт Гильмутдинов призвал коллег исключить из своих выступлений «эмоциональную часть» и напомнил, что еще накануне первого чтения законопроекта в Госдуме Госсовет РТ единогласно высказался против принятия документа «в данной представленной редакции».

– Мы еще раз констатируем, что отдельные положения законопроекта противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства. Мы считаем, что излишне на федеральном уровне детально регулировать вопросы, относящиеся к вопросам совместного ведения, – предварил Гильмутдинов перечисление подготовленных поправок. – В случае принятия законопроекта в данной редакции для субъектов фактически не остается возможности для собственного законодательного регулирования, в том числе с учетом местных исторических особенностей.

Как и предполагалось, одна из поправок, а точнее, целых две касались наименования высшего должностного лица субъекта Федерации, которое авторы законопроекта предложили унифицировать. Часть 4 главы 20-й документа гласит: «Наименованием должности высшего должностного лица субъекта РФ является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ». При таком раскладе предстоит переименовать должность не только президента Татарстана, но и руководителей еще 63 субъектов Федерации, трое из которых называются сейчас «мэрами» городов – субъектов РФ – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, остальные – «губернаторами» (областей, краев, автономных округов и автономной области).  

Впрочем, в той же 20-й статье законопроекта есть часть 5, в которой говорится, что «с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ, которое может указываться в нормативных правовых актах субъекта РФ после закрепленного настоящим Федеральным законом наименования». Иначе говоря, Сергей Собянин сможет подписывать свои указы «глава Москвы, мэр». При этом специально для Татарстана оговаривается, что «такое наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента РФ».

Депутаты Госсовета РТ предлагают совсем исключить из статьи 20 часть 5, а часть 4 принять в следующей редакции: «Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ и волеизъявления его народа».

Остальные поправки к федеральному законопроекту, принятые комитетом по госстроительству, касаются организации законодательного процесса, деятельности органов власти субъектов РФ, взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти регионов, сроков полномочий органов власти субъектов РФ.   

В частности, немало вопросов у татарстанских депутатов вызвало положение законопроекта о сокращении с 30 до 15 дней сроков представления субъектами отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. Заседания законодательных органов субъектов проходят не чаще одного раза в месяц, что, по мнению депутатов Госсовета, приведет к невозможности предоставления отзыва в 15-дневный срок. Парламентарии считают, что принятие данной нормы может привести к отстранению субъектов РФ от федерального законодательного процесса и нарушению принципов федерализма.

Общее на сей раз мнение по поводу федерального законопроекта о региональной власти высказал глава фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов.

– Мы живем в федеративном государстве. А то, что сейчас нам предлагают, – это унитарное централизованное государство, – заявил он. – Если посмотреть в историю, то можно вспомнить Ивана Грозного. Но там еще были опричники, политические гонения и так далее. Если ковид нам надел маски, и мы в них сейчас здесь сидим, то федеральный центр нам пытается надеть железную маску – чтобы ничего не говорили, ничего не защищали, все будет решать Москва. Что сказал Крашенинников? «Подумаем, обратим внимание». Они уже решили, каким должно быть формирование законодательных, исполнительных и иных структур. Если выгодно Москве, они любой закон могут принять…

В итоге все 20 поправок члены комитета утвердили единогласно. Теперь их предстоит утвердить на сессии Госсовета РТ 25 ноября, чтобы направить в Госдуму ко второму чтению законопроекта.

«Если выгодно Москве, они любой закон могут принять...»: депутаты бьются за должность президента для Татарстана

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.