(Город Казань KZN.RU, 23 сентября, Алина Бережная). В Казани проходит международный форум Kazan Digital Week-2020. Сегодня в рамках форума прошла одна из представительных секций – круглый стол «Умный город: Опыт инновационного развития транспортной инфраструктуры и городская мобильность». Его провел Мэр Казани Ильсур Метшин. Он собрал на встречу мэров зарубежных и российских городов. На круглом столе опытом реализации концепции «Умный город» поделились мэры крупнейших городов Китая, Турции, Казахстана, Ирана, Молдовы, Беларуси, Киргизии, а также из крупных российских городов – Санкт-Петербурга, Красноярска, Якутска и других. Всего в круглом столе приняли участие более 20 глав городов, а также представители транспортной отрасли.
«В Казани сформирована единая, взаимоувязывающая все четыре вида транспорта маршрутная сеть»
Содержание статьи:
Мэр Казани Ильсур Метшин поприветствовал всех участников встречи. Он подчеркнул, что такие встречи важны, а форум является отличной площадкой для обмена опытом. Рассказывая об опыте Казани в транспортной сфере, градоначальник отметил, что в городе активная реформация транспортного обслуживания началась с 2006 года. Основными направлениями работы стали оптимизация маршрутной сети, обновление подвижного состава и внедрение инновационных технологий. «Сегодня в Казани сформирована единая, взаимоувязывающая все четыре вида транспорта маршрутная сеть, работающая в едином расписании, по единым тарифам», – рассказал И.Метшин. Он также добавил, что в связи с регулярным обновлением, в Казани самый молодой в России подвижной состав городского пассажирского транспорта. Средний возраст парка общественного транспорта составляет 4,5 года.
Контроль за городским транспортом осуществляется благодаря автоматизированной системе диспетчерского управления ГЛОНАСС. На каждой четвертой остановке общественного транспорта установлены электронные информационные табло, которые в реальном режиме предоставляют данные о точном времени прибытия подвижного состава. Для удобства пассажиров в салонах транспортных средств ведется оповещение об остановках в автономном режиме на трех языках: русском, татарском и английском.
Мэр Казани рассказал, что в транспорте введена автоматизированная система оплаты проезда. «Транспортная карта является единым платежным средством, обеспечивающим проезд на пригородном железнодорожном транспорте, трамваях, троллейбусах, автобусах, метро. К оплате также принимаются банковские карты в режиме онлайн», – рассказал И.Метшин.
Для ликвидации на дорогах города заторовых ситуаций, увеличения пропускной способности улиц и скорости движения, в Казани были отменены левые повороты, ограничен въезд грузового транспорта в центр города. Кроме того, с 2007 года для обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта активно используются выделенные полосы улично-дорожной сети. «Сегодня таких улиц 47. Использование выделенных полос позволяет поддерживать эксплуатационную скорость автобусов на уровне 21 км в час, троллейбусов – 18 км в час», – отметил глава города.
В городе активно внедряется адаптивная система управления дорожным движением пятого поколения, являющаяся частью интеллектуальной транспортной системы. К данной системе подключен 141 светофор города – треть всех светофорных объектов. Система без участия человека в реальном времени изменяет режим работы светофоров в зависимости от загруженности улично-дорожной сети и позволяет организовывать движение в режиме «зеленая волна», а также обеспечивает приоритетный проезд автобусов на пяти маршрутах.
Больше внимание в городе уделяется автовладельцам. Как рассказал Мэр Казани, с 2015 года в городе работает единое городское парковочное пространство с дифференцированной оплатой за пользование через мобильное приложение и смс и автоматическим контролем с применением технических средств фото- и видеофиксации. Также с 2019 года в Казани работает сервис каршеринговых автомобилей на 400 транспортных средств. Кроме этого, в текущем году запущен сервис кикшеринга – бесстанционного проката электросамокатов на 1600 единиц, который функционирует с помощью мобильных приложений. «На сегодня организовано около 400 точек для парковки самокатов и велосипедов. Протяженность обустроенных велодорожек составляет более 12 км», – рассказал И.Метшин.
Как и другие крупные города, Казань столкнулась с проблемой связности окраин с центром города, отметил И.Метшин. «Мы рассматривали все возможные варианты обеспечения транспортной доступности центра для жителей отдаленных районов города», – подчеркнул И.Метшин. По словам градоначальника, один из самых доступных и оперативных решений – строительство скоростного вида городского общественного транспорта – метробусов. «В настоящее время системы скоростного автобусного транспорта в том или ином виде используются в 170 городах мира, перевозя около 33,4 миллиона пассажиров в день, – рассказал И.Метшин. – На сегодня совместно с ведущими специалистами крупнейшего российского научного института мы приступили к разработке внедрения четырех вариантов линии прохождения метробусов в Казани, что будет являться каркасом скоростных видов общественного транспорта наряду с метро и трамваем». Плюсом реализации данных линий является и улучшение экологической ситуации в городе.
«Интересные кейсы, интересный опыт, надеюсь, коллеги смогут использовать проекты для улучшения жизни в городах»
О своем опыте усовершенствования транспортной отрасли рассказали представители зарубежных стран. Так, например, вице-мэр китайского города Гуанчжоу Лин Даопин отметил, что в Китае во всех крупных городах придерживаются принципа инноваций в различных сферах, в том числе и в транспорте. Так, в Гуанчжоу в транспортной отрасли применяются высокие технологии, среди них искусственный интеллект, большие данные и 5G. В городе запущена диспетчерскую линия скоростного транзита 5G, создана демонстрационная зона для подключения всех транспортных средств.
О цифровизации процесса перевозок в городе Ханчжоу рассказал вице-мэр города Кэ Цзисинь. В городе создано 127 городских автомагистралей. Для удобства контроля за ситуацией на дорогах в Ханчжоу создано цифровое управление городом, что позволяет отслеживать количество пассажиров в транспорте, перемещение общественного транспорта, загруженность парковок и другое.
Тем временем в Турции власти страны стараются найти способы увеличения пассажиропотока в общественном транспорте. Мэр города Измир Тунч Сойер рассказал, что в городе введена система единого билета. «На все виды транспорта выдается один билет, который действителен в течение определенного времени. Так мы привлекаем внимание жителей к проезду на общественном транспорте, делаем его более удобным, комфортным», – отметил Т.Сойер. Вместе с тем в городе больше внимание уделяется созданию мест для передвижения на велосипедах – создаются парки, скверы, увеличивается число велосипедных дорожек.
Мэр Казани Ильсур Метшин поблагодарил спикеров за выступление, он отметил, что опыт иностранных городов является стимулом для дальнейшего усовершенствования транспортной отрасли в российских городах. «Интересные кейсы, интересный опыт, надеюсь, коллеги смогут использовать проекты для улучшения жизни в городах», – подчеркнул И.Метшин.
Казань примет первый центрально-восточный конгресс по интеллектуальным транспортным системам
Во второй части круглого стола участниками стали представители городов стран СНГ и российских городов. Аким города Нур-Султан (Казахстан) Алтай Кульгинов рассказал, что в общественном транспорте города внедрена система «Face Pay», позволяющая оплачивать проезд бесконтактным способом. «Мы с карточек перешли на следующий этап – систему абсолютно бесконтактного способа оплаты проезда. Для нас это большой прорыв. Особенно это было актуально в период пандемии коронавирусной инфекции, когда контакты нужно было минимизировать», – отметил А.Кульгинов.
О системе управления дорожным движением в городе Сухуме (Абхазия) рассказал заместитель главы администрации Кан Кварчия. По его словам, в городе практически нет заторов. Это связано с тем, что каждый уличный маршрут, благодаря техническим средствам, имеет несколько вариантов выезда из города. Таким образом, дороги становятся свободнее. А тем временем, по словам Мэра Белгорода Юрия Галдуна, проблема пробок в городе решается путем отказа от кольцевых развязок, в пользу многоуровневых дорог. «Благодаря этому решению в городе уменьшилось число заторов на дорогах, у водителей сократилось время в пути», – рассказал Ю.Галдун.
В завершении встречи Мэр Казани Ильсур Метшин поблагодарил участников за участие в круглом столе. Он выразил надежду, что встреча была полезной для всех. «Положительный опыт городов заслуживает того, чтобы быть использованным и в нашей работе. Считаю, что все мы без исключения почерпнули много полезного на этом форуме», – сказал И.Метшин. Он также пригласил участников форума в Казань на первый центрально-восточный конгресс по интеллектуальным транспортным системам, который пройдет в столице РТ в 2022 году.