Продать раскрученный бизнес – то же самое, что зарезать курицу, несущую золотые яйца. Но некоторые челнинские предприниматели поступили именно так. Так в деньгах ли счастье? Своими историями с «Челнинскими известиями» поделились бывшие бизнесмены.
«Испугался потерять семью»,
– признался 30-летний Артур Шаяхметов, с нуля раскрутивший бистро с фастфудом на вынос.
Сейчас он несколько месяцев работает в такси и доволен переменами в своей жизни.
– Я свободен! – говорю себе каждое утро, обнимая дочерей и жену, – улыбается он. – Еще недавно у меня было бистро с ежедневной чистой прибылью по 25-30 тысяч рублей. Казалось бы, процесс налажен, работа кипит, прибыль растет. Только на душе тяжко: совсем не видел семью. Уходил в 8 утра, возвращался в два-три ночи. Разве это нормально?
Свой бизнес Артур создал четыре года назад.
– Я тогда работал на стройке со своей бригадой, – рассказывает он. – Однажды меня озарила шальная мысль: а не слабо начать новый бизнес?
Челнинец первым делом подобрал помещение в 60 «квадратов», выбирал, сидя в припаркованной машине: изучал трафик. Много ли прохожих, потенциальных покупателей, проходит мимо будущего киоска с едой и напитками на вынос? Дизайн-проект, ремонт сделал в одиночку. На все потратил 1,8 миллиона рублей: к кредиту в 500 тысяч рублей добавил деньги, взятые в долг у родных и друзей. Спустя полтора месяца владелец расставил оборудование и установил вывеску.
– В покупателях недостатка не было – им нравилось меню из 30 наименований блюд и напитков, – поясняет Артур. – Чтобы наладить бесперебойную работу, пришлось закупку продуктов, производственный процесс держать под личным контролем. Домой возвращался, как выжатый лимон.
Жена настойчиво просила бросить эту ненормальную работу, из-за которой две маленькие дочери росли без отца.
– Настал день, когда я понял, что всех денег не заработаешь, и продал бизнес, – говорит Артур. – Повезло: за неделю до закрытия общепита в связи с пандемией коронавируса нашел покупателя. Деньги положил на счет, и сейчас нам есть на что жить. Свою иномарку отдал жене, а себе забрал у знакомого в счет его долга машину «Киа Риа», на которой таксую.
Насчет будущей работы у челнинца планов пока нет. Зато поделился заветной мечтой: с семьей съездить на отдых за рубеж, ведь на самолете он и его дочери еще ни разу не летали.
«Деньги отдал на спасение сына»,
– признался 65-летний Денис Хаттаров, владелец АЗС.
Седовласый мужчина – из тех, про кого говорят: сделал себя сам. Он родом из села, после армии приехал в Челны и работал дальнобойщиком. Встреча с одноклассником – владельцем заправки, позвавшим его в свой бизнес, заставила пересмотреть размеренную жизнь. Взяв кредит, они построили автозаправку. Погасив долг в банке, он первым делом приобрел автомобиль, потом построил дом, куда перевез мать и парализованную одинокую тетю.
Когда дочь окончила школу, смог оплатить ей учебу в московском институте. А вернувшегося из армии сына отец снабдил деньгами на создание транспортного предприятия по доставке топлива на АЗС. В их бизнес вмешалась болезнь.
– В 36 лет у сына обнаружили онкологию, и спасти его могла только операция, – делится Денис Хаттаров. – За нее взялись врачи немецкой клиники, потребовались большие деньги. Выход был один – продать свою долю в бизнесе.
Пока сын проходил длительную реабилитацию, его семью с тремя детьми Денис перевез к себе и сам продолжил бизнес сына. Сейчас все страшное позади. Сын работает и обещает вернуть отцу деньги.
– Для меня счастье – в здоровье и благополучии сына, – говорит Денис Хаттаров. – Я уже ощутил вкус обеспеченной жизни и знаю, как достаются деньги. Когда сын заболел, я сам чуть не умер, ради его спасения никаких миллионов не жаль.
«Даже в отпуске думала о магазине»
– оборотную сторону бизнеса на себе ощутила 28-летняя Лиана Штерн.
Предприимчивые родители предложили своей дочери в качестве подарка к окончанию университета начать свое дело и помогли с первоначальным взносом, оформлением документов и арендой помещения в торговом центре.
Лиана получила красный диплом экономиста, среди подруг слыла большой модницей. Поэтому сомнений у нее не было – она сможет раскрутить магазин стильной женской одежды, аксессуаров и бижутерии. Девушка наладила поставку товаров из Москвы и Питера. Документацию вела сама, в бутик приняла продавщицу.
– Развернулась быстро, – говорит Лиана, – продавец оказалась расторопной: в выходные дни я оставалась в бутике, а она с братом на машине ездила домой – в райцентр. Там модницы раскупали привезенные ею наряды.
Лиану тяготило, что ее жизнь была подчинена только бизнесу: по ночам спать не могла из-за постоянных мыслей о доходах, расходах, налоговой инспекции, проверок.
– Единственный раз отлучилась из города на неделю – поехала с подругой на курорт, так не до отдыха было. Продавец мне телефон оборвала: товар на большую сумму пропал по дороге, – вспоминает Лиана.
Она выдержала два года, а потом, почувствовав эмоциональное выгорание, выбрала спокойную жизнь. Родители ее не поняли и обиделись: хотели как лучше, а ты, мол, нас подвела.
Бутик у бизнесвумен приобрел брат продавщицы, а Лиана сейчас работает главным бухгалтером на одном из предприятий города.