«Видишь кремль? Нет. И я не вижу. А он есть»: элитные новоделы в Казани перекрывают виды на наше всё

Утрату не только старинных зданий, но и привычных глазу исторических панорам впору оплакивать казанцам. Даже главную городскую достопримечательность – кремль – все больше заслоняют от глаз элитные постройки разной этажности. Защитники старой Казани считают, что охранная зона кремля существует лишь на бумаге и если так пойдет дальше, получится, как в известном фильме: «Видишь суслика? Нет. И я не вижу, а он есть».

На то, что из парка «Черное озеро» больше не видно кремль, обратил внимание общественности автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев, опубликовав фото «было» и «стало». Сейчас видовую ось перекрыл 6-этажный комплекс элитных апартаментов «Одетт» на улице Чернышевского, который, несмотря на протесты общественности, начали строить в 2017 году в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения и таки построили в 2019 году, невзирая на то, что Минкульт РФ еще на стадии проекта признал недопустимым превышение предельной разрешенной высоты здания на 1,65 м.  

В итоге «элитка» полностью заслонила собой кремль, хотя депутат Казгордумы Делюс Сиразетдинов, чья компания строила «Одетт» и продолжает активно осваивать центр города, обещал в СМИ, что этого не случится.

– По идее, сейчас надо ставить вопрос о ликвидации хотя бы двух верхних этажей этого здания, – считает Ян Гордеев. – Но у нас сносят какие-то таунхаусы на окраинах, а не такие вот чудовища в историческом центре. Считаю, что в городском уставе надо в обязательном порядке прописать требование принудительного сноса в случае нарушений, а у нас действует порочная система: раз построили, придется утвердить. Потеря вида на кремль с главной аллеи «Черного озера» – не единственная утрата. Посмотрите на кремлевский холм со стороны Кировской дамбы – вся панорама забита многоэтажками, эти постройки закрывают вид на башню Сююмбике и Спасскую башню. Я считаю, что охранная зона кремля существует у нас только на бумаге, как и санкции за ее нарушение. Нарушения начались со строительства подземной парковки на улице Батурина в 2012 году, развязки на Кремлевской дамбе в 2013-м, нового жилого квартала на Большой Красной. Конечно, исторические ландшафты и панорамы напрямую не являются памятниками культуры. Но их исчезновение – совсем не безобидное явление. Лет 20 назад все смеялись над проблемой сохранения исторических зданий, а осознали масштаб трагедии, лишь когда старый центр Казани зачистили до критического минимума. Так же будет и с ландшафтами: начнут кричать караул, когда сохранять будет уже нечего.

– Все помнят, как общественность возмущалась строительством на Черном озере этих самых апартаментов. «Одетт» перекрыл не только вид на кремль, но и подземные водные потоки, которые идут низом в Казанку. Воды будут собираться под зданием, и это еще аукнется владельцу, – считает известный архитектор и краевед Сергей Саначин. – Кроме того, здание закрыло проезд с улицы Чернышевского. Я не имею права назвать это строительство преступлением, ведь преступление – это когда есть статья, по которой можно посадить застройщика или, скажем, главного архитектора или мэра за то, что вопреки охранному регламенту разрешили поставить дом на Черном озере. К сожалению, у нас в законе не прописана ответственность за нанесенный таким образом городу ущерб. Остается называть это градостроительной ошибкой.  

На то, что градостроительных ошибок станет меньше, в какой-то мере позволяет надеяться предъявленная общественности «Концепция устойчивого развития исторического поселения Казани», разработанная командой помощника президента РТ Олеси Балтусовой. Отдельная глава концепции, которая в сентябре 2020 года получила Гран-при на всероссийском фестивале «Архнаследие», посвящена как раз сохранению исторического городского ландшафта. Согласно ей максимально жесткие требования будут предъявляться к застройщикам в зоне «Территория А1» (кремль, улицы Карла Маркса, Большая Красная, Баумана, Горького, Профсоюзная, Кремлевская, Старо-Татарская слобода, улицы Габдулы Тукая, Бурхана Шахиди).

– Все уже понимают, что надо сохранять исторические здания, и знают, как это делать, а как беречь исторический ландшафт, мало кто представляет, – отметил в разговоре с корреспондентом «ВК» архитектор Николай Новиков, бюро которого разрабатывало «ландшафтный» раздел концепции. – К примеру, мы только-только составили карту деревьев, которым более 100 лет. Но надо же понимать, что эти зеленые патриархи – следы исторических садов. Где они находились, почему, как сохранились – никто не изучает. Архитектурные стили уже все, кажется, выучили, но что такое исторические сады и рощи Казани, знают лишь единицы. Например, урочище Русская Швейцария: почему она выросла именно там, каким образом сохранилась до наших дней. Ведь всего в полутора километрах от Казанского кремля растет девственный лес, такого нет нигде в России! Эти природные парки – тоже часть исторического казанского ландшафта. Вообще, что такое исторический ландшафт, как с ним работать, кратко не ответишь, на эту тему нужно проделать большую просветительскую работу с инвесторами, застройщиками, жителями. И процесс понимания будет долгим.

Фото Павла ПЛАТОВА и Яна Гордеева

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment