«В декабре начнут писать «Тайную вечерю»: в соборе Казанской иконы Божией Матери живописцы теперь – главные

День Казанской иконы Божией Матери, история которой полна чудес, отмечают сегодня православные. В канун праздника корреспондент «ВК» побывала внутри собора, который воссоздается на месте обретения чудотворной иконы и который должны освятить на «летнюю Казанскую» – 21 июля 2021 года.

Без малого век минул с тех пор, как в 1931 году советские богоборцы взорвали величественный белокаменный храм, выстроенный на месте, где в 1579 году казанская девочка Матрона нашла в пожарище чудотворную икону Богоматери. И вот в ХХI веке православная святыня возродилась из руин на наших глазах.

Напомним, что указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери президент Татарстана Рустам Минниханов подписал 4 ноября 2015 года. На сегодня строительно-монтажные работы завершены, внешне храм полностью восстановлен в своем историческом виде и параметрах. Высота собора – 44 метра, а вместе с крестом, установленным в 2018 году, – 49,9. Общая площадь храма составляет 1300 кв. м, расчетная вместимость – 500 человек, но, пожалуй, и тысяче прихожан здесь не будет тесно.

Попасть в храм, воссоздание которого вышло на финальную стадию, непросто. Корреспонденту «Вечерней Казани» потребовалось заручиться для этого благословением митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и получить согласие исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяны Ларионовой. Получив добро, я отправилась на экскурсию в сопровождении главного инженера Казанской епархии Михаила Федотова.

Сейчас главные работы ведутся внутри – уже закончено золочение лепного узора, установлена ведущая на хоры ажурная чугунная лестница, изготовленная по спецзаказу на знаменитом Каслинском заводе в Челябинской области. Полы в храме тоже будут чугунные, их укладку планируют начать в январе. По словам Федотова, уже заказан уникальный иконостас – за образец взят нереализованный проект XIX века с использованием двух видов мрамора, древесины липы и ясеня, литых бронзовых деталей. Все расходы по созданию богатого иконостаса взяла на себя Казанская епархия. При этом старых икон, кроме Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери (созданного, предположительно, в начале XVIII века), в храме, как выяснилось, не будет – только новодел.

Едва ли не самой сложной задачей стала роспись стен храма площадью 3000 кв. м, с которой живописцы должны справиться к 30 мая.

– До наших дней в фондах Казанской епархии и Национального музея РТ чудом сохранились лишь несколько черно-белых снимков с изображением иконостаса, фрагментов росписи стен и купола. Очень помогла обнаруженная в архивах имущественная опись собора 1853 года, благодаря которой мы смогли хотя бы косвенно, по названиям понять, какие были сюжетные линии в росписи, – рассказал Михаил Федотов. – При подготовке проекта ориентировались и на аналоги – Воскресенский собор в Арзамасе и церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве – это храмы примерно той же эпохи и стилистики.

Эскизы церковной росписи утверждала специально созданная комиссия, в которую вошли такие авторитеты, как председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Московского патриархата протоиерей Леонид Калинин, заместитель генерального директора музеев Московского Кремля профессор Андрей Баталов, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Наталья Бартельс.

– После того как эскизы были утверждены, мы пригласили два десятка живописцев из Москвы и Санкт-Петербурга, а руководит ими известный ставропольский художник, зарекомендовавший себя как мастер церковной живописи, Вячеслав Пахомов. Мастера идут точно по графику, – отметил главный инженер Казанской епархии. – Завершены сюжеты «Вход Господень в Иерусалим» с южной стороны и «Несение ковчега Завета» с северной. В декабре начнут писать «Тайную вечерю», а изображение Святой Троицы и ветхозаветных святых завершат к Новому году. Подходит к концу работа на центральном куполе, где много поверхностей с альфрейной росписью. Сейчас художники дорабатывают в цветах композицию «Господь Саваоф с архангелами», этот фрагмент должны закончить к 15 ноября, и тогда из-под купола уберут леса.  

Инженерная начинка собора соответствует всем современным требованиям – оборудованы системы отопления, вентиляции, автоматического пожаротушения, сигнализации. Уже благоустроена и прилегающая территория – уложено новое покрытие из брусчатки, разбиты цветники. На одном из них корреспондент «ВК» заметила среди еще цветущих роз странный деревянный сундук. Оказалось, это закамуфлированная крышка люка, ведущего в подземную шахту.

– В шахте мы захоронили найденные в 2016 – 2017 годах строителями на территории монастыря человеческие останки, – объяснил Михаил Федотов. – Предположительно, это захоронения XVIII – XIX веков и начала ХХ века. Поскольку мы надеемся, что реставрация ансамбля Богородицкого монастыря продолжится (недавно епархии были переданы сестринский корпус, бывшая гостиница и другие «убитые» при Советах монастырские постройки. – «ВК»), не исключаем, что эта шахта вновь пригодится по тому же скорбному поводу.

Фото автора и пресс-службы Казанской епархии

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment