«Подтасовок будет больше»: казанцы оценили возможность проводить собрания жильцов в Интернете

Цифровизация всего и вся во время пандемии коронавируса добралась и до сферы ЖКХ. В понедельник Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми общие собрания жильцов многоквартирных домов теперь можно проводить в Интернете. Предполагается, что это облегчит жизнь УК, ТСЖ и самих собственников. «Вечерняя Казань» поинтересовалась у экспертов, какие подводные камни таит в себе новшество. 

Напомним, что до выхода этого закона общие собрания собственников жилья в многоквартирных домах можно было проводить только в очной или очно-заочной форме. Во втором случае сначала очно собиралось любое количество жильцов, а затем они обходили остальных, чтобы те отдали свои голоса за или против той или иной инициативы. Как отметил один из авторов законопроекта, зампред Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, «проведение общих собраний чаще всего было весьма затруднительным мероприятием: они проводятся, как правило, в рабочее время, не всегда собственников вовремя оповещают о времени проведения. Это зачастую приводит к фальсификации протоколов собраний. Заочное проведение общих собраний тоже не всегда удобно – оно практически исключает участие собственников, не проживающих в доме постоянно». 

Согласно принятым в ЖК РФ поправкам, онлайн-собрание проводится в форме заочного голосования с использованием Государственной информационной системы ЖКХ, доступ к которой имеют те, кто зарегистрирован на портале госуслуг РФ. Инициатором онлайн-собрания (который автоматически становится его администратором) может выступить любой собственник, а также УК или ТСЖ. Собрание не проводится только в том случае, если в течение 5 дней после объявления о его проведении более половины собственников письменно откажутся в нем участвовать.  

Руководитель татарстанского регионального центра «ЖКХ-Контроль» Михаил Застела двумя руками за проведение онлайн-собраний жильцов. 

– К этому давно все шло, а уж в нынешней ситуации с пандемией, когда людям нельзя собираться больше 20, а поквартирный обход запрещен, Интернет стал единственной площадкой, где можно провести собрание. Поэтому думаю, что это легко приживется, – сказал он корреспонденту «ВК». – Единственное, что несколько смущает в проведении собраний в режиме онлайн, – возможность подтасовки результатов голосования. Хорошо, если ее не будет. 

Именно в возможности смухлевать видит главную опасность нововведения председатель ТСЖ «Гаврилова, 38» Тахир Юсупов

– Фальшивых протоколов общих собраний и сегодня хватает, потому что УК повсеместно пытаются отнять дома у ТСЖ. Меня тоже прессуют, чтобы я передал свой дом управляющей компании, но я пока держусь. А если голосование будет происходить в Интернете, то инициировать его проведение сможет любой «засланный казачок». При заочном бумажном голосовании, по крайней мере, есть бумага, на которой человек поставил свою подпись, и у него всегда можно спросить, его ли это подпись. А так подсунут мне протокол онлайн-голосования – и поди докажи, что вместо реального собственника кнопку нажал кто-то другой. Опять же, как быть с пенсионерами, у которых нет Интернета, но от этого они не перестают быть собственниками жилья? В новых домах пенсионеры-собственники составляют 30 процентов, в хрущевках – подавляющее большинство. И даже если человек зарегистрирован на госуслугах, он же не заходит туда каждый день, чтобы проверить, объявили онлайн-собрание или нет. Уверен, что подтасовок результатов интернет-собраний будет намного больше, чем сейчас. Фактически это новый инструмент для того, чтобы отнять дом у ТСЖ. Я категорически против такого новшества. 

В свою очередь исполнительный директор УК «Бастион» Андрей Железнов-Липец считает, что самое слабое звено нового закона – возможность заблокировать проведение онлайн-собрания с помощью письменных отказов от него (отказаться должны 50% собственников плюс один).  

– Цифровизация значительно упростит процедуру проведения общих собраний, потому что на них сегодня приходит максимум 20% собственников, а затем они переходят в заочную форму. Но мне непонятно, зачем нужно было вносить в ЖК РФ положение о том, что собрание не проводится при подаче письменных отказов более половины собственников. Недобросовестная УК может заставить людей подписать отказы под давлением либо просто «нарисовать» их подписи под отказами, если на собрании планируется рассмотреть вопросы, которые ей не нравятся.  

Гендиректор Агентства по госзаказу РТ, почетный работник ЖКХ России Яков Геллер не видит в возможности проводить онлайн-собрания ничего плохого, но и хорошего видит мало. 

– Мы можем сколько угодно меняться в купе местами, передвигать чемоданы и менять простыни, но если наш поезд идет не в ту сторону, то от этого мало что изменится, – считает он. – Я ведь потому и ушел из ЖКХ, что был категорически против той реформы, которую затеяли в этой сфере больше 20 лет назад. Ну не может общее собрание жильцов решать вопросы управления многоквартирным домом! Потому что собственники квартир ничего в этом не понимают – есть много видов работ, о которых они не имеют представления. У дома за вычетом квартир должен быть один хозяин, специалист в области ЖКХ… Конечно, собрание в Интернете провести легче, чем очное. Но ведь собственников многоквартирного дома сложно собрать не только по техническим причинам. А потому, что у них разные интересы: жильцы нижних этажей не хотят собирать деньги на ремонт лифтов и крыши, а жильцам верхних этажей наплевать, что в подвале стоит вода.  

Действующий жилищник – главный инженер УК Вахитовского района Марат Мингалеев считает, что надо подождать, пока теория станет практикой:

– Время покажет, хорошо это или плохо, но, скорее всего, возникнут какие-то подводные камни. Например, сложности с оповещением о проведении собрания в Интернете, ведь не все зарегистрированы на госуслугах. В любом случае очные собрания собственников жилья никто не отменял.

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment