Остановиться, оглянуться: во время ввода QR-кодов в Казани открылась выставка с говорящим названием «За забором»

Несколько сотен любителей искусства собрались на открытие выставки казанского художника Рината Ахметова «За забором» в Галерее современного искусства, куда пока еще пускают без QR-кодов. На мир через искусно созданные мастером преграды взглянула и корреспондент «Вечерней Казани».

– Идея показать жизнь через некий забор пришла ко мне во время первого локдауна весной 2020 года. То вынужденное домашнее заточение подтолкнуло меня к философским размышлениям и осмыслению ситуации – а куда мы, собственно, идем, каким станет мир после всего, что с ним случилось? – рассказал Ринат Ахметов корреспонденту «ВК». – Невольно стал вспоминать прошлое, детство, каникулы у дэваники в деревне, сами собой всплыли воспоминания о заборах и плетнях, через которые мы заглядывали в соседние дворы и сады – а как там у них все устроено, чем живут, над чем смеются и чему печалятся? Первыми появились три работы, которые я называю языческими, потому что в них прослеживается связь народной культуры с древними верованиями в духа Тэнгри, волшебную птицу Семург, с легендами о вечном Древе.

Всего открывшаяся в четверг экспозиция «За забором» включает 24 художественных панно, созданных в новаторской технике: автор экспериментирует с материалами и формами, виртуозно соединяя металл с другими природными материалами, в частности со старым деревом. Фишка проекта в том, что практически каждая работа оформлена так, словно вы любуетесь пейзажем из-за забора, будь то почерневший от времени частокол, нарядная резная изгородь или даже колючая проволока.

Кстати, у произведений нет названий. Это сделано с умыслом: гостям выставки предлагается самим напрячь воображение и дать им имена. Семь работ из серии «За забором» сопровождаются звуковыми композициями, созданными звукооператором из Петербурга Петром Ивановым.

– А ведь у слова «забор» – 50 синонимов! – продолжает рассуждать художник. – Изгородь, плетень, частокол, тын, городьба – эти слова вызывают у меня теплый сердечный отклик. А есть синонимы с жесткими смысловыми оттенками – барьер, преграда, то есть человек заведомо должен за что-то побороться, что-то преодолеть. И только от зрителя зависит, с каким настроением он будет смотреть на мир «за забором», у которого остановился. Потому я и не стал навязывать свои названия. Не следует воспринимать идею «За забором» как некое социальное высказывание, дескать, я против вводимых запретов и так далее. Это было бы слишком в лоб, пусть каждый сам думает и принимает решение. Единственное, что я хотел сказать зрителям, – что в нашей быстротечной жизни, в стремительно меняющемся мире и в огромном потоке информации, которая на нас обрушивается, пора остановиться, оглянуться, посмотреть вглубь себя и найти там что-то цельное, настоящее, ради чего стоит жить.

– Давно наблюдаю за творчеством Рината Ахметова, которого многие знают как виртуозного мастера художественной резьбы по дереву и металлу. В последние годы он исследует две главные темы: это архаичность, опирающаяся на традиции татарского народного творчества, и гармонизация отношений между человеком и природой, – отметила куратор выставки, завотделом декоративно-прикладного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ Вера Прокопьева. – В своем философском проекте «За забором» мастер представил совершенно оригинальную технику обработки металла. Меня восхитила и идея этой серии: ничего никому не навязывая, художник приглашает зрителей попробовать перешагнуть через барьеры.

Выставка «За забором» будет работать в Галерее современного искусства целый месяц.

Фото автора

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment