Рассмотрение громкого дела о пытках в полиции и доведении до самоубийства одного из задержанных завершилось сегодня в Нижнекамском горсуде. На скамью подсудимых попали пятеро сотрудников районного УМВД (к моменту передачи дела в суд они были уволены из органов). В итоге бывшие полицейские получили на пятерых 40 лет колонии. Защита потерпевших считает сроки от 6 до 11 лет слишком мягкими и намерена обжаловать приговор. То же самое наверняка сделают и осужденные, которые так и не признали своей вины.
Напомним, жители Нижнекамска, которым довелось побывать в местном управлении полиции, не раз жаловались на гестаповские методы работы стражей порядка. К примеру, в 2016 году Ильназ Юнусов рассказывал, как полицейские били его, пытали «слоником» и собирались изнасиловать карандашом, чтобы получить признательные показания в преступлении, которого он не совершал. Другой нижнекамец Ильдар Камалеев попал из УМВД в больницу с контузией и отбитыми почками. В отличие от Юнусова Камалееву удалось добиться возбуждения уголовного дела против своих мучителей, но оно было тихо закрыто «за отсутствием события преступления». Следствию не удалось установить, что в УМВД по Нижнекамскому району издеваются над задержанными.
Ситуация круто изменилась в ноябре 2017 года, когда 22-летний санитар нижнекамской больницы Ильназ Пиркин совершил самоубийство. Перед смертью парень записал видеообращение, рассказав, как сотрудники УМВД буквально вымучили из него признание аж в 47 кражах из автомобилей.
Страшное происшествие вызвало большой общественный резонанс, и маховик правоохранительной системы в отношении своих же сотрудников все-таки завертелся… Фигурантами уголовного дела стали и впоследствии попали на скамью подсудимых пятеро сотрудников УМВД по Нижнекамскому району: начальник отделения по борьбе с организованной преступностью отдела уголовного розыска Ринат Ахметшин и оперуполномоченные угро Гадель Рахимов, Михаил Логачев, Игорь Филинов и Наиль Миндубаев. Потерпевшими были признаны четверо: мама погибшего санитара Гюзелия Пиркина, уже упомянутый Ильдар Камалеев и еще двое местных жителей, которых полицейские, опять же с помощью силовых методов, пытались убедить взять на себя вину в доведении до самоубийства Ильназа Пиркина.
Ахметшину, Миндубаеву, Логачеву, Рахимову и Филинову было предъявлено обвинение по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с применением насилия, спецсредств с причинением тяжких последствий». Миндубаеву, Рахимову и Филинову также вменили в вину доведение до самоубийства. А Логачеву кроме пыток – еще и вымогательство взятки (как выяснила «ВК», уже во время проведения служебной проверки по факту самоубийства Пиркина оперативник не побоялся попросить у очередного задержанного 15 тысяч рублей за то, чтобы его не привлекали к ответственности, и этот факт не укрылся от проверяющих).
Дело экс-полицейских слушалось в закрытом режиме. В итоге все пятеро признаны виновными. Гособвинение ранее просило отправить всех подсудимых в колонию строгого режима: Ахметшина и Миндубаева – на 10 лет, Рахимова – на 14, Филинова – на 13, Логачева – на 12. Однако вердикт оказался несколько мягче: Ахметшин получил 9 лет колонии общего режима, Рахимов – 11 лет, Логачев – 8 лет, Филинов 7 лет и 3 месяца, Миндубаев – 6 лет и 3 месяца.
– Мое мнение, наказывать нужно было построже, – прокомментировал приговор «Вечерней Казани» адвокат адвокатского бюро «А2К» Дмитрий Хомич, сотрудничающий с «Зоной права», который представлял интересы Гюзелии Пиркиной и Ильдара Камалеева. – Дело ведь состоит далеко не из одного эпизода, это не было случайное правонарушение, это были целенаправленные действия наделенных властью людей – сотрудников полиции, которые принесли много горя обычным людям. Еще когда прокуратура озвучивала просьбу о назначении сроков, я говорил суду, что такие сроки – минимальное наказание по таким преступлениям. Но и того подсудимым в итоге не назначили. А ведь ни один из них не признал своей вины, значит, ни один из них не раскаялся. Так что мы с доверителями сейчас будем решать вопрос об обжаловании приговора как излишне мягкого. Конечно, нужно получить мотивировочную часть решения, посмотреть, чем руководствовался судья.
По всей вероятности, обжаловать решение суда будут и бывшие полицейские, которые считают себя невиновными.