Нынешний отец уже не тот, что был 30 лет назад. Он старше, он не стесняется ходить с супругой в женскую консультацию, хочет присутствовать на родах, проще смотрит на развод и охотнее уступает жене функции добытчика. Примерно так можно описать портрет современного главы семейства, если сложить мнения казанских социологов, юристов, врачей, чьи выступления прозвучали на дискуссионной площадке, организованной Центром семьи и демографии Академии наук РТ в честь Дня отца (такой праздник собирались учредить в России в последнюю субботу октября, но так и не учредили, поскольку Госдума отклонила предложение).
Пойти субботним утром на научную дискуссию под названием «Мужской след в демографии: социальные, медицинские и юридические практики» корреспондента «Вечерней Казани» сподвигла не условная календарная дата, а женское любопытство: почему только «след», а не линия, не фактор, не корень в конце концов?
Интерес к предстоящему разговору о мужчинах подогрело и содержимое пакетов, которые организаторы раздали пришедшим. Внутри помимо маски и резиновых перчаток лежали конфеты с названиями «Укус женщины» и «Слеза мужчины».
Заседание открыла директор Центра семьи и демографии АН РТ, доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова, вкратце рассказав о результатах социсследований среди жителей Татарстана. По ее словам, у нас женщины, как правило, готовы к браку в 25 лет, а мужчины – в среднем в 30 лет. В этом же возрасте представители сильного пола начинают думать о детях, но еще колеблются, потому что не знают, «что с ребенком делать».
– С годами мужчины жалеют об упущенной возможности стать отцом. В зрелом возрасте они хотят, как правило, трех-четырех детей, – отметила Ильдарханова. – Мы также опросили мужчин, нужны ли им отцовские сообщества для самоорганизации – советы, союзы… (В Татарстане действует республиканский совет отцов, его возглавляет вице-премьер Василь Шайхразиев, на местах существуют муниципальные и школьные советы отцов, а в Сети можно увидеть множество похожих сообществ. – «ВК»). Молодые мужчины, как выяснилось, относятся к участию в таких сообществах пассивно, а население – с подозрением, у многих сложилось впечатление, что активные отцы – это радикально настроенные мужчины.
Один из таких «радикалов» – председатель общественной организации «Многодетные семьи РТ» Артем Кузнецов – присутствовал в зале. Когда ему после короткой приветственной речи депутата Госсовета РТ Светланы Захаровой и долгих воспоминай общественницы Изольды Жуйковой о том, как когда-то в Казани проводились парады отцов, дали слово, Кузнецов с обаятельной улыбкой продемонстрировал деловую хватку.
– Светлана Михайловна, – обратился он к депутату, – у всех жителей Татарстана есть свои аккаунты на портале госуслуг, давайте начнем рассылать им методички по воспитанию детей разных возрастов и советы психологов, как избежать развода. МЧС же рассылает всем предупреждения о грозе и т.д. И тут надо так же! Хуже от этого никому не будет. Лучше готовые советы профессионалов, чем самому копаться в поисках ответов в Интернете.
Депутат, улыбаясь, кивнула. А многодетный отец эмоционально пояснил публике:
– Предложение родилось из личного опыта. У меня три девчонки. И когда каждая из них достигает подросткового возраста 13 – 16 лет, для меня это катастрофа. Был бы мальчик – дал бы подзатыльник. А с дочками так не получится. Я сидел в Интернете, рыл информацию о тинейджерах, как с ними строить отношения. Доходил до всего своим умом. Но в Интернете много бреда. Помогите таким папам, как я! То же самое – отношения с женами. Лично я, как человек рожденный в 1970-х, категорически не приемлю развод!
Артем Кузнецов посетовал также, что в последнее время государство делает помощь многодетным семьям «все более и более адресной, сосредоточившись в итоге на малоимущих и снизив таким образом свои издержки»:
– Например, у нас в республике реализуется программа по улучшению жилищных условий семей с пятью и более детьми. Так, если у каждого члена семьи меньше 18 «квадратов» жилья, то семью ставят в очередь на жилье и затем дают сертификат на новую большую квартиру, а твою старую забирают. Так вот, три года назад правила для постановки в очередь изменили, и теперь нужно каждые полгода приносить справку, что у семьи доход ниже прожиточного минимума. Если раньше в очереди стояли 900 семей, то с новым фильтром она сократилась до 600. Но даже они вынуждены ждать жилья порядка 15 лет. Нам нужно это время сократить хотя бы до одного года, как в Москве. А то у нас получается, что пока пройдет 15 лет, либо дети уже вырастут и вылетят из гнезда, и тогда семья автоматом вылетает из очереди, либо супруги своими силами решат свой жилищный вопрос. Как в притче: либо падишах сдохнет, либо ишак.
Далее микрофон передали медикам. Они констатировали, что мужское бесплодие, впрочем, как и женское, неуклонно растет. Причем в 30% случаев медицина не может объяснить причины.
– Мы все чаще сталкиваемся с психологическими факторами бесплодия, – посетовала заведующая родильным отделением клиники «Скандинавия» Юлия Ковалева. – Приведу пример: приходит пара. Женщина говорит, что они три года безуспешно планируют беременность. Спрашиваю: какое-то обследование проходили? И тут она выкладывает трехтомник с анализами и заключениями врачей. Трехтомник! А рядом с этой женщиной грустный муж сидит… Важно хвалить мужчин!
И акушер-гинеколог тут же похвалила сильную половину:
– Если двадцать-тридцать лет назад появление мужчины в женской консультации было нонсенсом, то сейчас – норма. Более того, сейчас мужчины участвуют в родах: кто-то пуповину сам перерезает, кто-то за дверью плачет от счастья, но роженица чувствует и слышит его. Участие мужчины в родоразрешении бесценно!
Юрист и член «Лиги медиаторов Поволжья» Наталья Веретенникова, специализирующаяся на бракоразводных делах, заметила, что сложившееся еще в советские годы представление об отце как о защитнике и добытчике, сегодня не работает.
– Многие женщины ошибочно считают, что отцовство – это только содержание детей, выплата кредитов и т.д. «Папа пришел с работы. Папа отдыхает. Ему нельзя мешать». Почему же сейчас роль отца настолько минимизирована? – удивляется юрист. – Женщины стали зарабатывать, они делают карьеру, сами планируют события. А мужей и отцов своих детей в другой роли, кроме как добытчика, они, к сожалению, не видят. Женщина зачастую просто не знает, какой отец нужен ее детям. Поэтому нужно не парады отцов проводить, а объяснять молодежи, кто такой отец, что он делает в семье…
Фото автора