То, что не удалось ни в Москве, ни в Чечне – запретить пользоваться общественным транспортом без QR-кода или наличия справки о медотводе, – собираются осуществить в Татарстане. Запрет должен вступить в силу 22 ноября. Впрочем, оптимисты еще надеются, что в последний момент власти передумают и не решатся вводить непопулярную меру, которая сулит проблемы не только пассажирам, но и перевозчикам. Опрошенные «Вечерней Казанью» эксперты также затруднились представить, как будет работать запрет.
6 ноября после совещания в Доме правительства РТ стало известно о том, что в Татарстане планируется ужесточить антиковидные ограничения, разрешив лицам старше 18 лет пользоваться общественным транспортом только при наличии у них QR-кода или справки о медотводе. А гражданам старше 60 лет хотят и вовсе блокировать транспортные карты, если у них нет одного из двух документов.
Для перевозчиков новость о введении QR-кодов на транспорте стала такой же неожиданностью, как и для пассажиров. Ассоциация АТП РТ тут же поделилась своими опасениями в связи с нововведением. Во-первых, кто будет проверять наличие QR-кодов? Кондуктор, которому в первую очередь надо сделать план по выручке? А если заставят кроме кодов проверять еще и паспорта, как в ТЦ?.. Во-вторых, когда будут проверять коды и справки? Если на остановках при посадке, это займет кучу времени и придется менять расписание всех автобусов. В-третьих, поможет ли правительство перевозчикам, если пассажиропоток в связи с запретом рухнет?..
– В часы пик будет транспортный коллапс, – уверена кондуктор Раиля Мутыгуллина, которая работает на автобусе 47-го маршрута, очень востребованного у студентов. – Знаете, сколько к нам утром студентов садится у Деревни Универсиады? А вечером столько же возвращается. С учетом валидаторов и возможности оплачивать проезд банковской картой, которая не всегда быстро считывается, на сбор платы за проезд и так уходит немало времени. А если к этому добавить еще и проверку QR-кодов? Вырастет и эмоциональная нагрузка на кондукторов – они и так у пассажиров во всем виноваты, а с введением QR-кодов будет нереально тяжело работать. Весь негатив, все недовольство пассажиры будут выплескивать на кондукторов. Я думаю, кондукторы, которых и так не хватает, начнут увольняться.
По мнению самих транспортников, проверкой QR-кодов должны заниматься не кондукторы, а полицейские.
«Они наделены всеми полномочиями проверять документы и выписывать штрафы. Самое главное, если будут конфликтные ситуации, а они, скорее всего, будут, и не исключено, что с кулаками, сотрудники полиции смогут грамотно разрешить ситуацию. Если QR-коды будет проверять хрупкая девушка-кондуктор, что она сможет сделать против пассажиров с кулаками, которые без QR-кода попытаются проехать в общественном транспорте?» – привел аргумент председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков.
– Конфликты в транспорте, безусловно, будут. И нагрузка на полицейских колоссально увеличится. Конечно, о том, чтобы полиция проверяла QR-коды в автобусах и троллейбусах, и речи быть не может, такого количества сотрудников просто нет. Речь может идти лишь о выездах на конфликтные ситуации, но и это потребует немало сил и времени, – уверен генерал-лейтенант полиции в отставке Александр Михайлов. – У нас ведь есть определенное количество людей, которые, как та Баба-яга, против всех вакцинаций, всех ограничений и качают права. Стоит ввести QR-коды на транспорте, тут же пойдут возмущения, мол, «в каком законе это прописано», «на каком основании ограничиваете свободу передвижения» и т. д. Поэтому, на мой взгляд, эффективность такой меры очень сомнительная.
– Я за прививки, но против принуждения. И за уважение к пожилым людям, – обозначил «ВК» свою позицию завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ Владимир Беляев. – Старики в большинстве своем не могут пользоваться компьютером и не имеют смартфонов. Поэтому они не могут зарегистрироваться на «Госуслугах», получить пресловутый QR-код. Все мои пожилые соседи давно прошли вакцинацию, но они даже не понимают, о каких кодах сейчас идет речь. Зачем издеваться над пенсионерами? Если надо – придите к пожилому человеку домой и сделайте ему все на дому. На мой взгляд, вполне достаточно было того, что люди ездили в общественном транспорте в масках, а QR-коды – избыточная мера.
– Если уж мы ограничиваем пожилых людей в мобильности, тогда должно быть повышенное внимание к ним со стороны социальных служб и учреждений здравоохранения. Но ведь ничего такого нет и не предвидится, – вступился за пенсионеров и депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов. – Если пожилой или просто больной человек не сможет добраться до поликлиники из-за того, что ему запретили пользоваться общественным транспортом, это может спровоцировать рост смертности от хронических заболеваний. Ведь уже известно, что смертность у нас выросла не столько из-за коронавируса, сколько из-за того, что хроники не смогли вовремя получить качественную медицинскую помощь.
Казанский депутат полностью поддерживает обсуждаемую сейчас в Госдуме инициативу выдавать QR-коды не только тем, кто привился от коронавируса или переболел им в последние полгода, но и тем, у кого в крови есть антитела к ковиду. Ведь многие переболели в легкой форме без обращения к врачу либо сдали ПЦР не в тот момент и он ничего не показал.
– Что касается запрета пользоваться общественным транспортом, то в Татарстане не принято что-то объявлять и не делать. Я думаю, эта мера будет реализована, – прогнозирует Серов. – Другой вопрос, что «строгость законов смягчается необязательностью их исполнения». Сильно сомневаюсь, что удастся наладить проверку QR-кодов в транспорте. Для этого нужна заинтересованность перевозчиков, а у них ее нет. Перевозчики – коммерческие организации, их волнует только выручка и пассажиропоток. Разве что полицейские будут иногда проводить рейды и отлавливать пассажиров без кодов, как сейчас ловят без масок.