Дом в Казани по ул. К. Маркса, 60, где в 1966-1974 гг. жила Сахибжамал Гизатуллина-Волжская. / Ольга Любимова / АиФ
Дорогие читатели, «АиФ-Казань» продолжает конкурс для любителей истории.
В № 19 мы предложили назвать первую женщину-татарку, ставшую профессиональной актрисой.
Ответ на задание 215-го тура: первая женщина-татарка, ставшая профессиональной актрисой, это Сахибжамал Гизатуллина-Волжская.
Фото: Public Domain
Сахибжамал родилась в 1892 г. в Казани. В 1907 г. вступила в первую профессиональную татарскую театральную труппу «Сайяр» («Странствующая»).
Юная актриса дебютировала в роли Шафики в мелодраме турецкого драматурга Намыка Кемаля «Жалкое дитя». Сахибжамал была хрупкой, изящной, но при этом обладала мощной энергетикой, большим талантом. Псевдоним «Волжская» актрисе дали в память о её родном городе, расположенном на этой реке.
Ледяной цветок, каких ещё нет в России. Новый театр Камала открыли в Казани
Театр внешне напоминает ледяной цветок. Японский архитектор Кенго Кума предложил эту идею, вдохновившись видом озера Кабан, на льду которого зимой появляются кристаллы, напоминающие бутоны.Также новое здание повторяет архитектуру, геометрию старого здания Камаловского театра по ул. Татарстан,1, у которого тоже треугольные формы.
© АиФ / Ольга Любимова
У нового здания Татарского театра Камала четыре сценических зала. В общей сложности здание способно вместить порядка 1400 человек.
© АиФ / Ольга Любимова
Дизайн фойе навеян татарскими национальными украшениями.
© АиФ / Ольга Любимова
Прямо из фойе можно выйти через галерею на берег озера Кабан.
© АиФ / Ольга Любимова
В цокольном этаже находится гардероб. В день открытия театра тут развернулась выставка народных промыслов.
© АиФ / Ольга Любимова
Актриса Камаловского театра Луара Шакирзян у выставки сценических костюмов на цокольном этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
Народный артист Татарстана, заслуженный артист России Ильдар Хайруллин: «Мы старое поколения театра. Нам случалось и на улице играть, потом мы переехали на ул. Татарстан. В первое время над зданием некоторые казанцы подшучивали: «Что это за парусник или это стиральная доска?». Но вскоре Камаловский театр стал знаковым местом нашего города. Сейчас мечтаем так играть на новой сцене, чтобы перенести в новое здание дух Камаловского театра, сохранить его национальную самобытность».
© АиФ / Ольга Любимова
В Восточном сценическом зале использованы древние татарские традиции и самые современные технические новшества. Возможности зала позволяют соединить искусство и энергию живой природы. Тут есть стеклянная стена с видом на озеро Кабан, которая пока закрыта занавесом. Но в какой-то момент озеро и пейзаж смогут стать участниками спектакля или декорацией постановки.
© АиФ / Ольга Любимова
Театр украшают многослойные панели, напоминающие татарские национальные украшения — хаситэ, изю, калфак, усеянные серебряными монетами. Всего в театре 2411 таких панелей.
© АиФ / Ольга Любимова
В универсальном зале проходили мероприятия БРИКС осенью 2024 г. А сейчас уже идут театральные репетиции. Этот зал — black box (черный ящик) с системой индивидуальных подъемов, что позволяет создавать различные конфигурации как на сценической площадке, так и в зрительском пространстве. Уникальные системы кругового озвучивания и круговой видеопроекции дают безграничные возможности режиссерам-постановщикам. Многокамерная запись и трансляции мероприятий в сети интернет позволяет снимать телешоу и различные конференции.
© АиФ / Ольга Любимова
Камерный зал на 60 мест с остеклением предназначен для театральных спектаклей, камерных концертов где важно личностное взаимодействие — тет-а-тет. Скрытый проекционный экран позволяет проводить и лекции и кинопоказы.
© АиФ / Ольга Любимова
Панели на потолках напоминают волны озера Кабан.
© АиФ / Ольга Любимова
Круглые залы стирают грань между зрителями и артистами. В Большом сценическом зале 751 место.
© АиФ / Ольга Любимова
Экспозиция о более чем вековой истории театра Камала в выставочном пространстве на третьем этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
Выставка о подвигах татарстанцев разных поколений в фойе.
© АиФ / Ольга Любимова
Владимир Машков назвал новый театр «кристаллом таланта», который открывает невероятные возможности и для самых юных и для больших мастеров сцены.
© пресс-служба раиса РТ
Министр культуры РФ Ольга Любимова на выставке народных промыслов в новом здании театра Камала.
© пресс-служба раиса РТ
Аксакал Камаловского театра, народный артист России Равиль Шарафиев вышел на сцену с ключом, которым открывали 5 ноября 1986 г. театр Камала по ул. Татарстан,1.
© пресс-служба раиса РТ
Равиль Шарафиев вручил ключ-реликвию самому юному артисту театра Асфандияру Шамсуарову как символ преемственности поколений.
© пресс-служба раиса РТ
Буфет находится на первом этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
А туалеты есть на разных этажах театра.
© АиФ / Ольга Любимова
Ледяной цветок, каких ещё нет в России. Новый театр Камала открыли в Казани
Театр внешне напоминает ледяной цветок. Японский архитектор Кенго Кума предложил эту идею, вдохновившись видом озера Кабан, на льду которого зимой появляются кристаллы, напоминающие бутоны.Также новое здание повторяет архитектуру, геометрию старого здания Камаловского театра по ул. Татарстан,1, у которого тоже треугольные формы.
© АиФ / Ольга Любимова
У нового здания Татарского театра Камала четыре сценических зала. В общей сложности здание способно вместить порядка 1400 человек.
© АиФ / Ольга Любимова
Дизайн фойе навеян татарскими национальными украшениями.
© АиФ / Ольга Любимова
Прямо из фойе можно выйти через галерею на берег озера Кабан.
© АиФ / Ольга Любимова
В цокольном этаже находится гардероб. В день открытия театра тут развернулась выставка народных промыслов.
© АиФ / Ольга Любимова
Актриса Камаловского театра Луара Шакирзян у выставки сценических костюмов на цокольном этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
Народный артист Татарстана, заслуженный артист России Ильдар Хайруллин: «Мы старое поколения театра. Нам случалось и на улице играть, потом мы переехали на ул. Татарстан. В первое время над зданием некоторые казанцы подшучивали: «Что это за парусник или это стиральная доска?». Но вскоре Камаловский театр стал знаковым местом нашего города. Сейчас мечтаем так играть на новой сцене, чтобы перенести в новое здание дух Камаловского театра, сохранить его национальную самобытность».
© АиФ / Ольга Любимова
В Восточном сценическом зале использованы древние татарские традиции и самые современные технические новшества. Возможности зала позволяют соединить искусство и энергию живой природы. Тут есть стеклянная стена с видом на озеро Кабан, которая пока закрыта занавесом. Но в какой-то момент озеро и пейзаж смогут стать участниками спектакля или декорацией постановки.
© АиФ / Ольга Любимова
Театр украшают многослойные панели, напоминающие татарские национальные украшения — хаситэ, изю, калфак, усеянные серебряными монетами. Всего в театре 2411 таких панелей.
© АиФ / Ольга Любимова
В универсальном зале проходили мероприятия БРИКС осенью 2024 г. А сейчас уже идут театральные репетиции. Этот зал — black box (черный ящик) с системой индивидуальных подъемов, что позволяет создавать различные конфигурации как на сценической площадке, так и в зрительском пространстве. Уникальные системы кругового озвучивания и круговой видеопроекции дают безграничные возможности режиссерам-постановщикам. Многокамерная запись и трансляции мероприятий в сети интернет позволяет снимать телешоу и различные конференции.
© АиФ / Ольга Любимова
Камерный зал на 60 мест с остеклением предназначен для театральных спектаклей, камерных концертов где важно личностное взаимодействие — тет-а-тет. Скрытый проекционный экран позволяет проводить и лекции и кинопоказы.
© АиФ / Ольга Любимова
Панели на потолках напоминают волны озера Кабан.
© АиФ / Ольга Любимова
Круглые залы стирают грань между зрителями и артистами. В Большом сценическом зале 751 место.
© АиФ / Ольга Любимова
Экспозиция о более чем вековой истории театра Камала в выставочном пространстве на третьем этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
Выставка о подвигах татарстанцев разных поколений в фойе.
© АиФ / Ольга Любимова
Владимир Машков назвал новый театр «кристаллом таланта», который открывает невероятные возможности и для самых юных и для больших мастеров сцены.
© пресс-служба раиса РТ
Министр культуры РФ Ольга Любимова на выставке народных промыслов в новом здании театра Камала.
© пресс-служба раиса РТ
Аксакал Камаловского театра, народный артист России Равиль Шарафиев вышел на сцену с ключом, которым открывали 5 ноября 1986 г. театр Камала по ул. Татарстан,1.
© пресс-служба раиса РТ
Равиль Шарафиев вручил ключ-реликвию самому юному артисту театра Асфандияру Шамсуарову как символ преемственности поколений.
© пресс-служба раиса РТ
Буфет находится на первом этаже.
© АиФ / Ольга Любимова
А туалеты есть на разных этажах театра.
© АиФ / Ольга Любимова
В 1912 г. Сахибжамал создала собственную театральную труппу «Нур» («Луч»), где одновременно была актрисой, режиссёром и художественным руководителем. В 1926 г. Гизатуллина-Волжская одной из первых получила звание заслуженной артистки Татарской АССР.
По данным Литературного музея Габдуллы Тукая в Казани, в 1909 г. знаменитый поэт был в числе гостей, пришедших на день рождения актрисы. Тукай подарил Сахибжмал стихотворение «Ике кояш» («Два солнца») с такими строчками:
Лишь вышло солнце – мир лучистый засверкал.
Так Гиззатуллина: лишь вышла – счастлив зал.
Всевышний подарил им равный блеск лучей:
Ему играть средь туч, играть на сцене ей.
Палаццо в Татарской слободе. Вековая история дома Шамиля
Вместе со стихами Тукай преподнёс своей любимой актрисе ландыши. Сахибжмал, вышедшая из простого народа и ставшая символом обновления и для своих современниц и для татарской культуры в целом, напоминала ему эти весенние цветы.
Сахибжмал Гиззатулловна умерла 6 апреля 1974 г. в Чистополе. Она похоронена в Казани на кладбище Новотатарской слободы, недалеко от Габдуллы Тукая.
Жизни и творчеству Гизатуллиной-Волжской посвящена пьеса Наки Исанбета «Гульджамал». Она была написана ещё при жизни актрисы. 80 лет назад — в 1945 г. это произведение получило приз Конкурса на лучшую татарскую пьесу, посвященного 40-летию татарского театра.
Победителями конкурса становятся Зуфар Шакиров, Фарида Дмитриева.
Задание 216-го тура: Что объединяет автора «прыжка в свободу» и лучшего танцовщика XX века, открывшего школу балета в Бразилии?
Ответы мы ждём до 17.00 19 мая по тел. 8-903-342-61-85 или по почте aifaif@mail.ru.
Оцените материал