Развод всегда переживается болезненно обеими сторонами конфликта. Но больше всего, безусловно, страдают дети. Разные истории на эту тему «Челнинским известиям» рассказали читатели.
Мальчик плакал: «Не хочу к папе!»
Семейная жизнь Ильсии и Эдуарда Сиразиевых продлилась 14 лет. У них росли дочь-школьница и сын-детсадовец.
"Ссоры были, а у кого их нет?– говорит Эдуард. – Но мы с женой быстро мирились, не хотели, чтобы дети видели это".
Крупный разлад произошел, когда супруга в очередной раз собралась в командировку, а присмотреть за внуками приехала теща.
"Я, конечно, вскипел – неужели нельзя было отказаться от поездки?" – убежден мужчина. – К тому же сын тогда приболел, надо было его лечить. Теща, как всегда, вступилась за дочь, мол, она тоже имеет право на карьеру.
Последней точкой в ссоре стал упрек тещи: «Обеспечивай, раз против работы жены». Обиженный зять поставил условие: раз так, то и живите вдвоем. Слово за слово, костер конфликта разгорелся до развода.
Эдуард поселился у родителей в двухкомнатной квартире. Не- ожиданно для Ильсии бывший муж стал настаивать на том, чтобы сын остался с ним, на дочь-школьницу он не имел видов.
"Он меня упрекал, что алименты я трачу на наряды, а не на детей,– рассказывает свою версию Ильсия. – Конечно, я была против – сыну на тот момент было пять лет".
Женщина не препятствовала общению бывшего с детьми. Хотя его интересовал только сын. Он не привозил мальчика к заранее обговоренному часу, отключал телефон. Встревоженная Ильсия мчалась к нему домой, но там никого не было. На другой день бывший муж как ни в чем ни бывало пояснял: «С родителями и сыном ездили на дачу, там и заночевали». Был случай, когда без предупреждения он увез его на две недели в другой город, в гости к родным.
"Метания между двумя домами, выяснение отношений на высоких тонах привели к тому, что ребенок стал нервным, начал заикаться, и ему понадобилась помощь специалистов, – рассказывает психолог Люция Чукмарова. – На приеме он плакал: «Не хочу к папе!». Как выяснилось, отец пытался настроить его против матери".
Со временем Эдуард женился. С появлением в новой семье ребенка, он стал вспоминать о сыне редко.
Без квартиры и денег
Родители Артура развелись, когда мальчик учился в третьем классе. Они договорились, что старшая дочь останется с мамой, а сын – с отцом. Продав трехкомнатную квартиру, супруги поделили деньги и разъехались по разным комплексам. Все эти годы Артур и мама Галина общались, она часто ему звонила, звала в гости. Он приходил тайком от отца, когда тот работал во вторую смену.
"Не знаю, почему, но муж был против наших встреч с сыном и сам не стремился видеться с дочерью, – рассказывает Галина. – Мы расстались плохо: он сказал, что разлюбил меня, что я никудышная хозяйка, и что поправилась, теперь ему со мной стыдно появиться на людях".
Когда Артуру исполнилось 15 лет, отец его бросил. Ему удалось тайком от органов опеки продать квартиру, забрать все деньги и уехать на родину. Подросток вернулся к матери. Прошло уже три года, а от отца ни весточки. Сейчас парень живет с матерью в двухкомнатной квартире. Сестра замужем и у нее свой дом.
– Артур не стал поступать в вуз, работает и мне помогает, я перенесла сложную операцию, – поясняет Галина. – Мы с ним ладим, он добрый и заботливый. А об отце не вспоминаем…
Отец остался другом
У 25-летнего Олега Самсонова с отцом общее хобби – рыбалка. Они готовы всю ночь сидеть с удочками, вести мужские разговоры. Поэтому летом они встречаются часто, и каждый приезд единственного сына – событие для мужчины: в новой семье у него растут две дочери.
У отца давно второй брак, из квартиры-«однушки» он переехал в большой дом в пригороде. И хотя с момента развода прошло 16 лет, Олег до сих пор не знает, почему расстались родители.
– Мне было девять лет, когда мама сказала: «Так бывает в жизни – папа с нами больше жить не будет. Он очень хороший, ты его люби, а я никогда не буду против ваших встреч», – рассказывает Олег. – Конечно, было обидно, я даже плакал тайком. Мне казалось, что повода для развода нет, родители жили дружно, без скандалов. Отец забрал автомобиль и поселился в съемной малосемейке.
С самого начала на совместно нажитую двухкомнатную квартиру мужчина не претендовал. Жена, в свою очередь, не стала подавать на алименты. В итоге, бывшие супруги сохранили хорошие отношения: созванивались, поздравляли друг друга с праздниками.
"Маме пришлось растить меня одной на зарплату инженера, бабушек у нас нет, – говорит Олег. – Я помогал, как мог: еду готовил, пылесосил. А в выходные дни мы с мамой зарабатывали деньги уборкой в коттеджах состоятельных людей. Мамина любимая поговорка – «Белоручкам в жизни не везет», так что я с детства многому научился. Отец делал мне дорогие подарки – телефон, планшет, компьютер".
Он остался для Олега хорошим отцом, надежным другом, готовым прийти на выручку. Помог заработать деньги, когда парень вернулся из армии, взял его поработать к себе в автомастерскую. По настоянию отца Олег окончил заочно институт, сейчас работает на частном предприятии, где есть возможность сделать карьеру.
"Мне от отца ничего не надо. Главное, мы дружим, и он меня любит, – делится Олег. – Рад, что родители остались друзьями, и мама поддержала мое желание пригласить отца и его новую жену на мою свадьбу".
Два года назад мать Олега, оставив его хозяином квартиры, решила начать новую жизнь и переехала в Москву. Быстро нашла подходящую работу. Жилье пока снимает, а с оплатой помогает сын.
"В отпуск с женой съездили к ней, – рассказывает Олег. – Привезли гостинец отца – сушеную рыбу, которую мама любит. Она познакомила нас с коллегой, который ухаживает за ней".
Цифры и факты
С начала 2020 года в Набережных Челнах развод оформили 678 супружеских пар. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года распалась 1071 пара.
Три процента пар разводятся после того, как прожили вместе менее года, 31 процент семей распадается через 1-5 лет совместной жизни; 30 процентов – спустя 5-9 лет; 15 процентов – через 10-14 лет; 21 процент супругов расстаются более 15 лет совместной жизни.
Среди причин разводов на первом месте – отсутствие взаимопонимания между супругами. Брак не спасают даже маленькие дети.