Преодолеть психологическую отметку в 50 рублей готовятся цены на топливо в Татарстане. Только за ноябрь цена за литр АИ-92 поднялась на рубль, а по сравнению с началом года – более чем на 3 рубля. Автомобилисты стонут, а владельцы АЗС говорят, что бензин мог быть еще дороже, если бы они не проявляли социальную ответственность.
По данным Росстата на конец ноября, в среднем по стране с начала года цены на топливо выросли на 8,5% (при этом инфляция составила 7,5%), и это самые высокие темпы роста с 2018 года.
На казанских заправках в январе этого года за литр АИ-92 нужно было отдать 42 рубля 60 копеек. В начале апреля цена выросла до 43,90. К началу ноября – до 44,90 – 45,00 за литр. В конце ноября тот же АИ-92 подорожал еще на 50 копеек, до 45,50 рубля, в начале декабря цена подскочила до 45,90, а на некоторых заправках бензин продают по 46,99 рубля за литр. При этом 95-й стоит в среднем 49,55 за литр, дизтопливо – 49,60.
– Я уверен, что по итогам года топливо в России подорожает не больше, чем на процент инфляции. Замечу, что оптовая цена на него увеличилась за последний год на 20 – 30%, а на заправках – всего на 8 – 9%. Как говорится, почувствуйте разницу, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «ВК» президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. – Есть договоренность, что розничные цены на заправках будут повышаться не более чем на процент инфляции, и она соблюдается. Если бы не было этого сдерживающего фактора, топливо стоило бы гораздо дороже. Так что те, кто продает топливо в розницу, выполняют в том числе и социальную задачу.
Однако автомобилисты не верят, что АЗС работают себе в убыток, и винят в подорожании бензина именно их. В Набережных Челнах в октябре водители решили бойкотировать заправки по очереди: неделю заправляться на одной, неделю – на другой. Впрочем, эксперты признали такой бойкот неэффективным – чтобы добиться снижения цен на топливо, нужно радикальное и долгосрочное снижение спроса на бензин. А много ли найдется желающих отказаться от машин? Напротив, спрос только повышается.
Как рассказал «ВК» председатель правления объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов, в последние 10 лет именно автоперевозки заняли лидирующее положение на рынке перевозок за счет своей скорости и гибкости (исходя из объемов груза, можно подобрать разный автотранспорт, а не нужно загружать целый вагон или самолет для отправки товара из региона в регион). Особенно вырос спрос с началом пандемии, когда многократно увеличился объем онлайн-торговли и как следствие – спрос на доставку товаров по цепочке от поставщика до клиента.
– Разумеется, топливная составляющая – основная в наших затратах после покупки техники и она напрямую влияет на себестоимость перевозки. Поэтому с ростом цен на бензин мы тоже вынуждены повышать цену на свои услуги, что, естественно, отражается на конечной стоимости любого товара, – отметил Абрамов. – Чтобы сохранить рентабельность, мы бы и больше повысили тарифы на свои услуги, но, к сожалению, не можем этого сделать, потому что платежеспособность наших клиентов ограниченна.
По мнению Абрамова, на стоимость топлива влияют в первую очередь не цены на нефть, а многочисленные налоговые и неналоговые платежи.
– Например, в 2008 году нефть стоила 150 долларов за баррель, а бензин – 25 рублей, а сегодня нефть стоит 75 долларов, а бензин – в два раза дороже, – отметил глава объединения перевозчиков.
Доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох согласен с тем, что цены на нефть и нефтепродукты на международных рынках практически не влияют на стоимость бензина в России. В основном цены на топливо разгоняет внутренняя инфляция.
– Стоит отметить, что для большинства товаров стоимость топлива, используемого при изготовлении и транспортировке, занимает не слишком большую долю в себестоимости. Условно, если она составляет 5% от себестоимости, то подорожание бензина на 8% приведет к росту стоимости товара на 0,4%, – пояснил собеседник «ВК».
Другое дело – сельское хозяйство.
– Повышение цен на топливо в первую очередь бьет по сельхозпроизводителям, потому что примерно треть себестоимости продукции растениеводства, того же зерна – это топливо, – отметил экономист. – Не случайно каждую весну, перед началом посевной кампании, и в конце лета, в уборочную, вырастает стоимость дизельного топлива, ведь сельхозпроизводители – одни из главных его потребителей.