На то, что наступивший год будет лучше предыдущего, надеются оптимисты, поднимая бокалы с шампанским под бой курантов. А реалисты загадывают – лишь бы хуже не был!
«Вечерняя Казань» спросила у известных горожан: «Чего вы ждете от 2022 года?»
Сергей СЕРГЕЕВ, доктор политических наук, профессор КФУ:
– Что мы ждем от наступившего года и что можно от него ожидать – это, конечно, разные вещи, и расстояние между ними может быть очень большим. С первым моим пожеланием и первой надеждой согласится, наверное, абсолютное большинство: чтобы закончилось наконец это ковидобезумие, чтобы можно было сбросить надоевшие маски, забыть о QR-кодах и вернуться к прежней нормальности. Второе пожелание – отойти от опасной черты ядерного апокалипсиса, к которой мы подступили. Люди моего поколения, рожденные в 1960-х, и те, кто старше, помнят мир начала 1980-х, тоже стоявший у этой черты, когда взаимное уничтожение двух систем казалось вполне возможным. В этом смысле думаю, что любые уступки, любые жертвы оправданны, если они служат цели сохранения человечества. Третье – хотелось бы, чтобы в 2022 году произошло чудо, рассеялся морок запретительства и ушли в прошлое мракобесные законы, принятые за последнее десятилетие, в частности, об НКО-иноагентах, СМИ-иноагентах. Эти законы отравляют психологический климат в России, все больше затрудняют международное сотрудничество и выкашивают целые сектора гражданского общества.
Алексей СЕРОВ, руководитель фракции КПРФ в Казгордуме:
– Плохое, как мы знаем, приходит само и нежданно, и поскольку мысль материальна, ожидать его не надо. Поэтому от нового 2022 года я жду только хорошего. В первую очередь, конечно, как и миллионы людей на планете, я рассчитываю на появление лекарства от коронавируса и завершение пандемии. Работы по разработке препарата, который либо сведет болезнь на нет, либо значительно облегчит ее течение, ведутся у нас и за рубежом, и они должны привести к результату. Во-вторых, я ожидаю роста реальных доходов населения, которые падают уже почти 10 лет подряд. В-третьих, жду, что в 2022 году будут отменены QR-коды, потому что эффективность этой ограничительной меры весьма сомнительна, а согласно Конституции РФ все граждане страны имеют равные права. Я и мои коллеги по фракции будем бороться за отмену QR-кодов на всех уровнях. Потому что, если их не отменят в 2022 году, то не отменят уже никогда, так как QR-код является универсальным инструментом для ограничения прав граждан по тем или иным критериям. Ну и в-четвертых, я жду нормальной работы от городских властей. В частности, чтобы наш общественный транспорт стал лучшим в стране не только в фантазиях казанских чиновников, но и на самом деле.
Игорь КОХ, доктор экономических наук, профессор КФУ:
– Скажу о реальных экономических параметрах, на которые мы можем рассчитывать в 2022 году. Думаю, если не произойдет каких-то глобальных катаклизмов, валютный курс рубля останется примерно в тех же рамках, в которых находился в 2021 году. То же самое можно сказать о мировых ценах на нефть, от которых очень сильно зависит наполняемость российского бюджета. Можно надеяться на то, что Центральный банк, который в 2021 году никак не мог угнаться за темпами инфляции и поэтому семь раз увеличивал ключевую ставку, ее немного снизит. Конечно, речь не идет о возврате к 4 или 5 процентам, но, наверное, на 7 процентов мы можем рассчитывать. Соответственно, и инфляция должна замедлиться до такого же уровня. Что касается прошлогоднего взлета цен на стройматериалы, который оказал очень сильное влияние прежде всего на рынок нового жилья, то рост остановился и предпосылок для новых скачков я не вижу.
Ростислав ТУИШЕВ, заслуженный врач РФ и РТ, председатель правления Ассоциации медработников РТ:
– Я хотел бы, чтобы в новом году наши люди отдохнули от последних двух лет, которые прошли под знаком коронавируса и создали большое напряжение в обществе. За 50 лет работы в медицине я не помню другого такого тяжелого периода. 2020 год был очень тревожным, так как было много неизвестностей, а любая неизвестность всегда пугает и напрягает. 2021 год позволил разобраться в том, что такое ковид, как от него лечить, но смертей стало так много, что мы к ним привыкли. Ведь, как известно, смерть одного – это трагедия, а смерть многих – уже статистика. Очень хотелось бы, чтобы пандемия, масочный режим и все остальное, что с ней связано, закончились в 2022 году. И чтобы прошло то состояние тревоги, в котором сейчас пребывают многие наши граждане. Ведь, как говорили старые врачи, не так важно, что съедаете вы, важно, что съедает вас.
Гульнара САФИНА, президент Ассоциации отелей и гостиниц Казани и РТ:
– Прежде всего я надеюсь, что нас не накроет новая волна пандемии и нас, отельеров, не обяжут требовать от гостей QR-коды при заселении. Еще хотелось бы, чтобы отменили QR-коды в общественном транспорте, потому что это является сдерживающим фактором для приезжающих в Казань туристов. Узнав об этом, некоторые из тех, кто забронировал места в наших отелях на новогодние праздники, отказались от брони – не все могут себе позволить передвигаться по городу на такси. Кроме того, хотелось бы, чтобы престиж отрасли гостеприимства, работу в которой многие воспринимают только как временную, вырос и мы бы стали конкурентоспособными в борьбе за трудовые ресурсы. Тем более что предпосылки для этого есть. Хотя в Татарстане нет моря, как в Крыму или Краснодарском крае, мы входим в ТОП-5 российских территорий, наиболее привлекательных для туристов.
Фарит МУХАМЕДЬЯРОВ, гендиректор концертного агентства «Сабантуй»:
– Лично я смотрю в будущее с оптимизмом, потому что в нашей стране если не быть оптимистом, то лучше вообще не жить. Надеюсь, что в 2022 году мы вернемся к нормальной жизни и к нормальной работе, потому что два последних года для нас были очень тяжелыми – то можно заполнить зал на 50 процентов, то вообще нельзя проводить концерты. Из-за антиковидных ограничений я провел осенью всего три концерта, а пять пришлось перенести на весну, потому что заполнять зал на 70 процентов нам разрешили только с 15 ноября. Видимо, весна нового года для нас пройдет в том же режиме – 70 процентов и по QR-кодам. А осенью 2022-го, надеюсь, отменят все ограничения.