Городские власти, как и обещали, начали борьбу с халявщиками, которые ставят на муниципальные парковки машины и скручивают на них госномера, чтобы не платить за час стоянки от 30 до 100 рублей. Вчера в присутствии журналистов заковали в блокираторы колеса трех первых машин. А «Вечерняя Казань» поинтересовалась у экспертов, насколько законна и эффективна такая мера.
Напомним, о том, что чиновники исполкома наконец нашли средство против ушлых автовладельцев, которые упорно не желают платить за парковку в центре города и не только, сообщил на последнем деловом понедельнике у мэра зампред исполкома Ильдар Шакиров. В понедельник же на платных парковках должны были начать блокировать колеса. Но мэр решил отложить старт операции до среды, чтобы автомобилисты успели узнать о новшестве и были к нему морально готовы.
И вот первые, как говорится, пошли. Вчера около десяти утра сотрудники МКУ «Организатор городского парковочного пространства» (он же – «Казанский паркинг») обнаружили на парковках у зданий КГМУ и КНИТУ-КХТИ две машины нарушителей и на глазах у журналистов навесили им на колеса блокираторы. Первым в «башмак» обули черный «Мерседес» с тонированными стеклами, вторым – «ВАЗ-2112». По данным исполкома, чаще всего номера скручивают студенты, соответственно, таких машин больше на парковках у зданий вузов и общежитий, поэтому именно там и решили начать операцию. Хотя корреспондент «ВК» не раз видел на парковках в центре дяденек в костюмах, которые, сидя аки пацаны «на кортанах» возле машин за 5 – 6 миллионов, скручивали с них отверткой номера.
– Блокираторов пока не так много, первая поставка пришла, ожидаем поставку еще определенного количества, – сообщил журналистам и. о. председателя комитета по транспорту исполкома Казани Марат Хисамутдинов, отказавшись называть конкретные цифры, но успокоив, что тысячи блокираторов точно не понадобятся. – В Москве, после того как началась эвакуация машин таких нарушителей, их количество сразу сократилось в 10 раз. Мы тоже понимаем, что после принятия мер столько нарушений по оплате парковки, как есть сейчас, уже не будет. По крайней мере, очень на это надеемся. Даже с момента объявления об использовании блокираторов нарушителей стало на порядок меньше.
С точки зрения городских властей, процедура блокирования колес неплательщикам за парковку абсолютно законна. С автомобилем работают два инспектора. Первый фиксирует на видео, что машина стоит без номеров, а также снимает, как второй вешает блокиратор. Это делается для того, чтобы, если у владельца вдруг возникнут претензии, можно было доказать, что автомобиль при установке устройства не был поврежден. Если же его все-таки случайно повредят, Хисамутдинов пообещал, что нерадивого инспектора привлекут к ответственности, а ущерб владельцу возместят.
При этом самих автовладельцев, которые решатся повредить (спилить) блокираторы, грозятся привлечь к уголовной ответственности за порчу имущества или даже за вандализм.
– Имея дорогие автомобили, не иметь возможности заплатить от 30 до 100 рублей в час за парковку? Таких людей можно только пожалеть, может быть, даже надо обществу скинуться им на парковку, – иронизировал Марат Хисамутдинов, пока сотрудники «Казанского паркинга» обували в «башмак» еще одну машину у КГМУ. – Даже если машина куплена в кредит, то это отсылка к нашему менталитету – человеку хочется казаться тем, кем не является. Покупая дорогой автомобиль, люди не соизмеряют, какие расходы у них возникнут на бензин, на содержание. Зачастую у таких автовладельцев, которые берут машины в кредит, нет возможности ночью припарковать машину и они паркуются в спальных районах на зеленой зоне, под запрещающими знаками, предъявляя претензии, что им негде припарковаться. Так что, приобретая автомобиль, нужно правильно оценивать свои возможности!
За полчаса нашего стояния на морозе ни один из владельцев трех авто, которым заблокировали колеса, не вышел к своей машине. Так что увидеть их реакцию журналистам не удалось. Предполагается, что хозяева позвонят по номеру, заботливо оставленному на лобовом стекле. Тут-то и установят их личности и номера машин.
После рейда корреспондент «Вечерней Казани» поинтересовался мнением юристов насчет законности и эффективности меры, введенной на платных муниципальных парковках.
– Блокираторы на колеса может вешать только полиция, используя их как меру обеспечения административного производства в случае нарушения ПДД. А парковка без номеров по закону не является нарушением, если только ты не встал на место для инвалидов, – объясняет юрист Рушан Кабиров. – Водитель также не обязан показывать документы на машину «смотрящим» за парковками. И если кто-нибудь из автовладельцев подаст в суд, то выиграет. Поэтому я думаю, что люди как снимали номера, так и будут снимать: большинство населения не считает нужным платить за неохраняемый кусок обочины. И такая мера приведет лишь к тому, что вырастет спрос на болгарки, чтобы срезать блокираторы.
– Мне недавно жаловались родители ребенка-инвалида: около парка «Черное озеро» припарковаться невозможно – рядом министерства, в том числе МВД по РТ, и их сотрудники даже инвалидные места занимают своими машинами без номеров. Интересно, будут ли им блокираторы ставить? – задался вопросом юрист Федерации автовладельцев России в РТ Владлен Копвиллем. – В принципе, я считаю, что блокираторы – это правильное решение со стороны городских властей. Не должно быть так, что человек, который готов заплатить за стоянку, не может туда попасть, потому что ее заняли те, кто платить не хочет. Это смешно, когда машина стоит несколько миллионов, а ее владелец не платит за парковку, я называю это словом «жлобство». Формально, по закону на парковках действительно не имеют права блокировать колеса. Я думаю, это подведут под борьбу с терроризмом: дескать, неизвестно, чья машина, неизвестно, что в ней находится, если ее эвакуировать, она может взорваться… И думаю, что решения судов, скорее всего, будут в пользу власти, а не автовладельцев.
– Платные муниципальные парковки в Казани вводились под предлогом того, что надо снизить интенсивность движения на загруженных центральных улицах, – напомнил в свою очередь депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов. – Мы уже тогда предупреждали, что это не более чем уловка и в последующем проект будет расширен. И вот теперь мы видим столбики и паркоматы чуть ли не во дворах, на каких-то примыканиях, второстепенных проездах. При этом альтернативных мест для парковки никто, естественно, не создает! Понятно бы еще было, если бы в Казани был нормально работающий общественный транспорт, удобная транспортная схема, бесплатные перехватывающие парковки у станций метро, шаттлы в центре… Но ничего этого нет, в исполкоме вон уже руководителя комитета по транспорту не могут найти, что говорит об уровне компетенции наших чиновников. И мы наблюдаем лишь безумное расширение платного парковочного пространства. Естественной реакцией населения на эту политику, как это обычно бывает в России, стал саботаж. Исполком долго думал, как это побороть, и вот решил ввести блокираторы, то есть закрутить гайки. Сбор платы за парковки – это не более чем способ косвенного налогообложения.