С кем танцевать вальс? «Бальный ликбез» в казанском доме Льва Толстого
Какие танцы во времена Льва Толстого считали интимными, из-за чего на балу мог разгореться скандал, рассказывает выставка «Вальс жизни» в музее Льва Толстого в Казани.
Это совместный проект Центрального музея кино и Нацмузея Татарстана. В экспозиции - подлинные костюмы из фильма Сергея Соловьева «Анна Каренина» (2009 г.), эскизы к фильмам «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Анна Каренина» Александра Зархи (1968 г.), музейные бальные аксессуары.
Так, у каждой девушки на балу была книжечка (карне), в которой она должна была записать номер танца, имя своего кавалера. Можно было считать скандалом ситуацию, если дама танцует не с тем кавалером, который был ранее записан, или танцует два танца подряд с одним и тем же кавалером.
«Начинались балы с полонеза, продолжались вальсом, затем шли четыре французские кадрили. Кульминацией была мазурка, после которой балы завершлись. Вальс по звучанию, по темпоритму, по красоте, бесспорно, выигрывает перед всеми этими танцами, - отмечает директор Государственного центрального музея кино (Москва, ВДНХ) Лариса Баженова. - Поэтому в кино режиссёры - в нарушение всех правил - использовали именно вальс. В кино любая дама могла танцевать на балу с кем угодно, хотя в жизни это было не так.
Не только вальс, любой танец на балу во времена Льва Толстого был знаком для публики, нёс свой смысл. Вальсировали либо с мужем, либо с ближайшим родственником, либо с будущим мужем - кавалером. Это означало, что девушка уже занята, потому что этот танец считался очень интимным».
Особый смысл был и у мазурки. В этом танце финалом женской партии было падение дамы на руки партнёра. И часто именно после мазурки происходили объяснения в любви, предложения руки и сердца. Поэтому Кити Щербацкая в «Анне Карениной» с нетерпеньем ждала мазурку с Вронским: «Ей казалось, что на мазурке всё решится».