Судебная коллегия по гражданским делам ВС РТ обязала Госжилфонд при раисе РТ предоставить двум жительницам Заинского района взамен их квартир благоустроенные жилые помещения. / Ольга Любимова / АиФ
За свое право жить по-человечески жительницы Заинского района Эльмира Якушонок и Ирина Храмова бились несколько лет. И вот победили. В наступившем 2025 г. женщинам взамен непригодного жилья должны предоставить другое – благоустроенное. Такое решение приняла судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Татарстана.
Нехорошая квартира. Как инвалида вселили в опасный для жизни дом
Вода, снег, плесень
Как и почему Якушонок и Храмову с дочерью вселили в опасный для жизни и здоровья двухквартирный дом в селе Светлое Озеро, «АиФ-Казань» писал в августе 2024 г.
Девять лет назад по республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда женщины въехали в новое жильё. Ранее исполком Заинского района признал дом, в котором они жили, аварийным, подлежащим сносу. Райисполком выкупил их жильё и перечислил средства от выкупа Госжилфонду при президенте РТ (сейчас ГЖФ при раисе РТ. – Прим. ред.). Это было сделано на основании договора, который женщины заключили с ГЖФ – инвестором-застройщиком их нового двухквартирного дома в селе Светлое Озеро. Дом строил подрядчик – ООО «Гранд-Строй» – на основании договора с техническим заказчиком ГИСУ РТ.
Эльмира Якушонок (первая слева): «Вода хлынула на кровать, на пол. У меня от стресса подскочило давление, произошло кровоизлияние, я ослепла. В 2023 г. стала инвалидом I группы по зрению», Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Новым квартирам Якушонок и Храмова радовались недолго. Очень скоро с потолка начала капать вода. Она течёт даже по проводу с электролампочкой. Весной и осенью в комнатах не обойтись без 200-литровой бочки – иначе потоп будет по всей квартире.
В марте 2022 г. над кроватью Эльмиры Якушонок навис пузырь из натяжного потолка с водой, лампочки начали мигать. Прибывший по тревоге электрик отсоединил люстру, и вода тут же хлынула на кровать, на пол.
«У меня от стресса подскочило давление, произошло кровоизлияние, я ослепла. В 2023 г. стала инвалидом I группы по зрению», – вспоминает Эльмира Аглямовна.
Вода рвет потолки в доме. Фото: Из личного архивa/ Эльмира Якушонок
А беды всё росли как снежный ком. Оказалось, крыша дома негерметичная, поэтому в квартиры задувает снег, потолки ходят ходуном. Дверь вся во льду, потому что предусмотренного проектом тамбура нет.
По всему периметру дома жильцы заметили постоянную плесень от конденсата. Причину позже назвали эксперты. Выяснилось, что в доме нет вытяжки, а цоколь здания и бетонная отмостка вокруг него сделаны неправильно.
Результаты трёх экспертиз, которые провели в доме за время судов, доказали, что капремонтом дом не исправить. Фото: Из личного архивa/ Эльмира Якушонок
Капремонт – мёртвому припарка
В декабре 2020 г. женщины подали иск о защите прав потребителей в Заинский суд, требуя взыскать с ГЖФ, исполкома Заинского района, ГИСУ РТ, ООО «Гранд-Строй» стоимость устранения строительных недостатков и устранить сами недостатки. Заинский суд признал надлежащим ответчиком по иску только ООО «Гранд-Строй». С этим решением не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ.
«ГЖФ при раисе РТ не проверил должным образом построенный жилой дом и реализовал его в состоянии, непригодном для проживания», – сделала вывод о доме Якушонок и Храмовой судебная коллегия ВС РТ в апелляционном определении от 23 сентября 2023 г.
Судебная коллегия ВС РТ отменила решение Заинского суда и обязала ГЖФ устранить недостатки в спорном доме. Однако результаты трёх экспертиз, которые провели в доме за время судов, доказали, что это нереально.
Апелляционное определение можно обжаловать в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. По данным «АиФ-Казань», Госжилфонд намерен воспользоваться этим правом. Кстати, отвечая ранее на запрос «АиФ-Казань», ГЖФ пояснил, что, если в ходе эксплуатации жилья выявляются замечания, фонд так же, как и жители, является пострадавшей стороной.
Жильцы же злополучного дома с нетерпением ждут переселения. Надеются, что весну встретят без катаклизмов. Ведь для них любые перепады температуры – просто бедствие. Так, в аномальную январскую оттепель 2025 г. дом опять тёк по всем швам.
Оцените материал