@ freepik / ru.freepik.com
На подъездах в одном из дворов Казани появились объявления о поиске учителей. Педагогов ищут буквально по всем предметам, а вакансии заполонили все специалисты – от математиков до учителей начальных классов. Неуказанной осталась лишь одна деталь – заработная плата. Из года в год власти заявляют о серьезной нехватке учителей, а такой способ найма лишь подчеркивает серьезность проблемы, с которой столкнулась система образования в Татарстане. О том, почему никто не стремится становится учителями в наше время, читайте в материале «АиФ-Казань».
Дефицит, который нельзя игнорировать
Если даже многопрофильный лицей №186 «Перспектива» прибегает к такому способу поиска сотрудников, не стоит упоминать и об образовательных учреждениях рангом ниже. В просторах интернета опубликованы вакансии, учителям они предлагают от 40 до 50 тысяч рублей после уплаты налогов. Почему нельзя было указать заработную плату на расклеенных объявлениях изначально? Видимо, это делается, чтобы не спугнуть и так малое количество потенциальных соискателей.
Вот такие объявления появились в Приволжском районе города. Фото: «Татарстан-24»
Согласно последним данным на лето 2024 года, в Татарстане не хватает около 2000 – 2500 учителей. Особенно остро ощущается дефицит педагогов по таким ключевым дисциплинам, как математика, русский язык, физика, химия, иностранные языки и начальные классы, отметил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Эта проблема не нова – она существует уже несколько лет и продолжает усугубляться.
Основные причины дефицита учителей хорошо известны: недостаток выпускников педагогических вузов и нежелание молодых специалистов идти работать в школы. Но почему так происходит? Вопрос не столько в количестве, сколько в условиях труда и уровне заработной платы, считают власти.
Одной из ключевых причин нехватки педагогов является низкая заработная плата. Молодые люди, заканчивающие педагогические вузы, не видят смысла в работе учителем, когда даже студенческая подработка может принести больше дохода. Уровень зарплат в школах не соответствует тем усилиям и ответственности, которые требуются от педагогов. «Почему такая маленькая зарплата? Мы студентами работали в кафе и получали в 2-3 раза больше», – делятся опытом найма директора казанских школ.
Вторая причина – утрата престижа профессии. Учительская работа перестала быть социально значимой и уважаемой. Современные учителя сталкиваются не только с перегруженностью и низкой оплатой, но и с отсутствием уважения со стороны общества. В такой ситуации становится понятно, почему молодёжь предпочитает искать другие карьерные пути.
Растущая проблема и ее причины
В прошлом году в Татарстане недосчитались более 1500 педагогов. В этом году ситуация только ухудшилась: дефицит увеличился, особенно в крупных городах, таких как Казань и Набережные Челны. Несмотря на усилия властей, привлечь достаточное количество молодых специалистов не удается. За последние пять лет в Казани пришло лишь 1800 молодых педагогов, и этого явно недостаточно, чтобы покрыть потребности школ.
Наибольший прирост школьников за последние годы наблюдается в Казани, где за парты только в этом году сели более 174 тысяч детей, среди которых 20 тысяч являются первоклассниками. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. Однако рост числа учащихся только усугубляет проблему нехватки кадров.
Власти Татарстана предпринимают различные шаги, чтобы привлечь молодых учителей. В вузах открывают новые педагогические программы, внедряются целевые программы обучения с обязательством последующего трудоустройства. В частности, гранты, такие как «Наш новый учитель», призваны поддерживать молодых специалистов финансово. Но этих мер явно недостаточно: в школах по-прежнему не хватает учителей, и те, кто приходит на работу, часто уходят, не задерживаясь надолго.
Учись, студент! 70% выпускников в Татарстане могут поступить на бюджет
Недостаток кадров приводит к перегрузке тех педагогов, которые остаются в системе. В школах вынуждены увеличивать нагрузку на опытных учителей, что лишь ускоряет их выгорание. Как отмечает директор общеобразовательной школы № 51 Рустем Хазеев, в последнее время опытные учителя сильно перегружаются, что негативно сказывается на их здоровье и качестве работы. Молодые специалисты, в свою очередь, часто покидают школу из-за тяжелых условий труда и низкой оплаты.
Кроме того, дефицит учителей негативно сказывается на качестве образования. Перегруженные педагоги не могут уделять достаточного внимания каждому ученику, что приводит к снижению успеваемости и общего уровня подготовки школьников. В перспективе это может оказать серьезное влияние на будущее поколение, считают специалисты.
Что делать дальше?
На сегодняшний день базовый оклад учителя без надбавок составляет 21 тысячу рублей. В среднем казанские педагоги зарабатывают около 36 тысяч рублей, отмечают специалисты. Модальная зарплата равняется 30 тысячам рублей, конечно, есть и исключения, встречаются вакансии, за которые обещают платить от 50 тысяч и выше. Надо понимать, что заработная плата педагога зависит от множества факторов: внеурочная работа, совмещение должностей, количество учебных часов, премии за результаты экзаменов, выплаты за выслугу лет. Выходит, что учитель может зарабатывать больше и средней зарплаты по региону, однако для этого он должен трудиться в поте лица.
В сложившейся ситуации очевидно, что для решения проблемы недостаточно просто набирать больше студентов на педагогические специальности. Необходимо комплексное изменение системы, начиная с повышения заработной платы и улучшения условий труда для учителей, до изменения отношения общества к этой профессии.
Школьное разорение. Сколько стоит собрать ребёнка на учёбу?
Если ничего не предпринять, дефицит педагогов будет только расти, а качество образования – снижаться. В конечном итоге это приведет к еще более серьезным последствиям для всей системы образования и общества в целом. Настало время признать, что учитель – это не просто профессия, а важнейший элемент, от которого зависит будущее страны.
Оцените материал