Второго Шаляпина у нас не будет?.. Почему земля казанская оскудела басами

Очередной Шаляпинский фестиваль в честь нашего великого земляка, родившегося 148 лет назад, завершился вчера в Казани. Тем временем специалисты начинают бить тревогу: за последние годы земля казанская практически перестала родить обладателей такого тембра голоса, как бас. Корреспондент «ВК» поинтересовалась у экспертов: куда подевались басы, может, экология виновата?

Если вспомнить состоявшихся за последние годы на большой оперной сцене казанских басов, на память приходят лишь имена таких выдающихся артистов, как Михаил Казаков (Большой театр) и Алексей Тихомиров («Геликон-опера»). Обоим певцам сейчас за сорок, ну а где же племя младое?..

Судя по предоставленным «ВК» Казанской консерваторией данным, за 2011 – 2020 годы из стен этого учебного заведения выпустили всего семерых обладателей баса: это Андрей Пугачев, Александр Красиков, Бахтияр Омаров, Ирек Фаттахов, Ильнар Давлетшин, Дмитрий Босов и Кирилл Логинов. Шестеро из них покинули Татарстан, обосновавшись в театрах других регионов России и ближнего зарубежья.

– За 24 года существования Шаляпинской стипендии, учрежденной нашим музеем в 1997 году, среди лауреатов было только шестеро басов, – подтвердила дефицит директор Музея Горького и Шаляпина Марианна Гаврилова. – Это Михаил Казаков (1997), Владимир Васильев (1999), Андрей Пугачев (2008), Дмитрий Босов (2017), Ирек Фаттахов (2019).

– Басы в Казани есть, просто их никогда не бывает так много, как хотелось бы, кроме того, следует учитывать, что вокалистам надо работать над голосом десять лет, а басы окончательно формируются после 30 лет, – отметила в свою очередь завкафедрой вокального искусства КГК им. Жиганова Зиля Сунгатуллина. – У меня на пятом курсе сейчас есть обладатель баса-баритона – уроженец Набережных Челнов Абдулла Разуев. Уверена, его ждет хорошая сценическая судьба. Был среди моих выпускников шикарный бас Данил Шаймуллин, правда, поет он сейчас не в Казани и даже не в России, а в Китае.  

– Проблема есть, и она характерна для России в целом. С прошлого года я преподаю вокальное мастерство в московской музыкальной академии им. Шнитке, и у меня на курсе преобладают баритоны, а басов, увы, пока нет! – рассказал «ВК» солист Большого театра Михаил Казаков, приезжавший на Шаляпинский фестиваль. – Надеюсь, что они еще появятся, но для этого на государственном уровне надо возрождать систему поиска и воспитания талантов.

Своим взглядом на проблему с «ВК» поделилась и художественный руководитель Государственного камерного хора РТ Миляуша Таминдарова:

– Последние 200 лет Россия считалась главным поставщиком басов, но ситуация меняется на глазах. То, что на моей жизни в Казани проявились такие басы, как Казаков и Тихомиров, считаю за счастье. Думаю, беда в том, что в XXI веке разрушились гармоничные связи между человеком и природой. Ведь формирование голоса, его глубина и мощь были в том числе обусловлены условиями жизни, средой обитания, включая грандиозный природный ландшафт. Сто лет назад человек выходил на простор великой матушки-Волги, ехал по широким просторам и пел так, что его слышала вся вселенная! А сейчас широты мировосприятия нет: мыслим клиповыми картинками, говорим тихо, чуть ли не шепотом. Заметили, что дети сейчас во дворах не кричат, а больше переписываются по смартфонам? В итоге нарушения ментальных связей с пространством отмирает навык пения, глубинного извлечения звука, способность испытывать сильные эмоции. На формирование голоса Шаляпина также влияли песни, которые пели его отец и мать, девушки в хороводах, бурлаки на Волге. А многие ли сейчас поют младенцам? Так о каких новых Шаляпиных мы мечтаем? Обладатели роскошного баса, может, сейчас и рождаются, но вряд ли мы узнаем об их существовании, если государство не будет заниматься выявлением и поддержкой природных талантов.

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment