Напугались как огня казанские рестораторы рекомендаций Роспотребнадзора, адресованных главам регионов, запретить работу питейных заведений в ночное время – с 23:00 до 6:00. «По пятницам и субботам мы работаем до четырех утра, и это для нас самое кассовое время!» – переживают владельцы баров и ресторанов, еще не оправившиеся от «первой волны» эпидемии и ограничений. В оперштабе РТ по борьбе с ковидом пока не определились, выполнять ли рекомендацию. Решение должны озвучить 30 октября – как раз в пятницу.
То, что люди в подпитии теряют контроль над собой, – факт давно известный. Санврачи переживают, что, засидевшись в ресторане или баре до поздней ночи, посетители утратят его полностью: перестанут соблюдать социальную дистанцию и вступят в близкие контакты с малознакомыми, причем без масок, – начнутся массовые братания, обнимания, поцелуи и танцы до упаду…
По этой причине Роспотребнадзор дал рекомендацию – заведениям общепита работать строго до 11 вечера. В Татарстане на сегодняшний день запрещена только работа ночных клубов и кальянных. А рестораны и бары замерли в ожидании. Власти республики пока в раздумьях…
– Такое ограничение нанесет сильнейший удар по нашему бизнесу, – поделилась переживаниями с «ВК» исполнительный директор Ассоциации рестораторов РТ Галина Шарафутдинова. – Потому что пятница и суббота – самые кассовые дни, когда рестораны работают до 2 – 4 часов ночи, и 30% выручки делается именно в это время… Возможно, такие ограничения актуальны для каких-то массовых ночных дискотек, но у нас в Казани таких практически не осталось. А если люди приходят своей компанией в ресторан отдохнуть, вкусно поесть, то какая разница, уйдут они из заведения до 23:00 или после? В Москве действительно много заведений, где вход начинается с 11 часов вечера, но почему ограничения для столицы нужно распространять на все заведения общепита России? Мне кажется, это неправильно. Люди просто испугаются и перестанут вообще ходить в рестораны. Мы сейчас и так уже в минусе, не отдав старые долги, генерируем новые. Если в Татарстане готовы полностью потерять ресторанную отрасль, тогда можно предпринимать все что угодно. Но я все же надеюсь, что наши власти проявят благоразумие.
Шарафутдинова посетовала, что надежды рестораторов на новогодние корпоративы не оправдались – их отменяют один за другим:
– Руководители компаний говорят сотрудникам, что лучше деньгами премию выдадут. Почти все банкеты на ноябрь тоже отменили. Ну а после Нового года, в январе-феврале, – ежегодный сезонный спад. Так что непонятно, когда в нашей отрасли наступит улучшение экономической ситуации.
Владелец казанских баров Relab и Mr. Willard Артур Галайчук тоже считает, что запрет на работу в ночное время прикончит многие заведения общепита, которые и без того балансируют между жизнью и смертью.
– Особенно плохо сейчас тем, кто и до пандемии чувствовал себя не очень хорошо. Топ-50 заведений города более-менее на плаву. Кроме пандемии по нам сильно ударил курс доллара, к которому ресторанная отрасль сильно привязана. Очень повысилась стоимость продуктов… Закрывать абсолютно все заведения после 11 вечера – все равно что палить из пушки по воробьям. Времена пьяных дискотек в Казани давно прошли, публика сейчас предпочитает более культурный досуг. В частности, в наш бар Relab люди просто приходят пообщаться за бокалом хорошего напитка. В Казани есть заведения, где основной наплыв гостей начинается с 12 ночи, – бары LockStock, Bazzar… Но, опять же, закрытие подобных заведений не решает проблем, – уверен Галайчук. – У нас гораздо больше общественных мест, где люди вынуждены контактировать друг с другом: общественный транспорт, поликлиники, магазины. А в наши заведения вход добровольный. К тому же в бары и рестораны ходит очень небольшой процент горожан, те, кто может себе это позволить. Мне кажется, власти Татарстана извлекли уроки из весеннего локдауна и меры будут приняты максимально адекватные.
На адекватность мер со стороны правительства республики рассчитывает и «ночной мэр» Казани Артур Хосровян. Он убежден, что по масштабам ночной жизни Казань нельзя приравнивать к Москве и Санкт-Петербургу.
– На мой взгляд, это предписание больше касается двух столиц, где кипит клубная жизнь. В Казани же крупные площадки, собирающие более тысячи человек, уже давно не функционируют. На сегодняшний день в качестве последствий весенних ограничений мы имеем очень много закрывшихся заведений. Запрет на работу в ночное время станет настоящей катастрофой для оставшихся. Я думаю, сейчас мы находимся в ситуации, когда приходится выбирать меньшее из двух зол.