В Татарстане у директоров школ выявили слабые способности

Директора школ в Татарстане «демонстрируют слабые аналитические способности» и «слабое знание нормативной базы». А у 8% учителей начальных классов базовые знания по русскому языку, математике, окружающему миру ниже среднего. К таким выводам пришло Минобрнауки РТ по итогам оценки компетенций учителей и руководителей школ в 2020 году.

На замену скандальному «учительскому ЕГЭ», который проводился в Татарстане в 2015 – 2016 годах и который педагоги пытались бойкотировать, в республику пришли новые виды оценивания профпригодности педагогов.

На днях в Минобрнауки РТ подвели итоги «апробации модели оценки качества компетенций учителей начальных классов и руководителей школ», которая прошла в конце сентября – начале октября 2020 года (материалы имеются в распоряжении «Вечерней Казани»).

Согласно документу, «экзамен» для директоров школ состоял из 15 заданий, связанных с управлением кадрами, ресурсами, процессами, информацией, и трех кейс-заданий на системное мышление. Всего испытанию подверглись 158 директоров из Казани, Набережных Челнов, Азнакаевского, Балтасинского, Буинского, Пестречинского, Сабинского и Тукаевского районов.   

Но результаты, похоже, настолько разочаровали минобр, что там решили не называть число директоров – «двоечников» и «троечников», ограничившись общим выводом:
«Анализ показал, что директора школ затрудняются в обосновании принятых решений, демонстрируют слабые аналитические способности, слабое знание нормативной базы (управление закупками, подходы к оценке качества) и недостаточную компетентность в управлении коллективом».  
 
Отмечается также, что директора школ недостаточно быстро и глубоко обрабатывают информацию, допускают «ошибки в установлении причинно-следственной связи между управленческими решениями и их результатами».  

Почему же руководители школ не справились с заданиями? По мнению организаторов исследования, «причины возникших при выполнении диагностических работ трудностей» кроются в склонности директоров принимать «типовые решения, без учета нюансов», в «неумении выбирать основное нормативное обоснование», в «длительной работе с одним набором нормативных актов, не выходя за пределы узкого круга своих должностных обязанностей», в «формальном подходе при формулировке ответа» и в невнимательности (отметим, что большинство испытуемых было в возрасте от 35 до 65 лет. – «ВК»).
 
Среди учителей начальных классов проверке на соответствие должности и последним требованиям в сфере образования (новые федеральные стандарты, дистанционное обучение и т.п.) подверглись 198 человек из этих же муниципалитетов. Для начала они выполнили задания по предметам «русский язык», «математика» и «окружающий мир», которые сами же и преподают детям, а затем продемонстрировали владение методиками обучения. К примеру, учителям предлагалось составить план урока с использованием информационных технологий.  

«На повышенном и высоком уровне» с предметной частью задания справились 30% учителей, с методической – около 14%. В общем и целом фактически завалили «экзамен» 8,2% педагогов начальной школы, выполнив менее 60% заданий.
 
Кроме того, в материалах исследования минобра приводятся результаты программы по повышению квалификации учителей-предметников в течение второго полугодия 2020 года. В этот период дистанционно прослушали курсы 1353 преподавателя математики, русского языка, физики, химии и биологии со всего Татарстана.

В конце обучения учителя должны были выполнить итоговые задания. Как выяснилось, 7% педагогов (или 93 человека) просто отсиживали часы и в итоге не справились с тестами. В частности, в Казани не получили после курсов сертификаты о повышении квалификации 13 учителей русского языка, 4 математика, 2 биолога.

На 100% с тестированием справились 34 физика (26% от общего количества слушателей по данному предмету) и 263 математика (60%), по остальным предметам таких не нашлось.

Напомним, в октябре глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре и науке анонсировал, что  «в рамках национальной системы учительского роста ожидается постепенная трансформация процедуры аттестации учителей в виде перехода к более эффективным механизмам оценки их компетенций».

– По результатам оценки должно быть обеспечено адресное обучение учителей, – заявил тогда Хадиуллин, объявив об открытии в Казани двух новых центров для педагогов.  

Председатель рескома профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров, комментируя «ВК» результаты «экзаменов» директоров школ, с сожалением констатировал:  

– Не с того в минобре начинают. Надо бы не оценивать директоров школ, а готовить их к этой работе до того, как назначить на эту ответственную должность. Я не знаю, по каким критериям сейчас назначают директоров школ, но могу сказать, что в советское время кадровая политика была выстроена от и до. Сначала из учителей отбирали наиболее способных к руководящей работе, затем готовили к директорству, далее ставили во главе педколлектива с испытательным сроком. Лично я, прежде чем возглавить школу, два года стажировался у лучших директоров Казани. Один учил нашу группу кадрового резерва планированию, другой – контролю за работой учителей, третий – хозяйственным тонкостям… Поэтому директорский состав в казанском образовании в ту пору был очень сильным. А сейчас все перевернуто с ног на голову. Сначала посадят в кресло, а потом говорят: давай, учись. Но учиться ему некогда – он уже с головой варится в этой каше.

В свою очередь в Минобрнауки РТ подчеркнули, что оценку компетенций учителей и директоров школ осенью прошлого года проводило не республиканское министерство, а Рособрнадзор в целях апробации подходов и инструментариев оценки компетенций. Татарстан принимал участие в апробации числе других субъектов РФ. В Минобрнауки РТ также отметили, что результаты апробации являются рабочими материалами и будут использованы для дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации педагогов, а журналистам и общественности не стоит спешить с выводами.

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment