В Советском райсуде накануне поздно вечером отправили в СИЗО 34-летнего начальника надзорного отдела в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС РФ по РТ Линара Сунгатуллина. Его обвиняют в получении крупных взяток – пока от одного предпринимателя, однако представитель следствия в суде прозрачно намекнул, что число эпизодов (а значит, и взяткодателей) может значительно вырасти. Как и количество обвиняемых по уголовному делу: сотрудник СУ СКР по РТ заявил на заседании, что идет активный поиск прочих должностных лиц из регионального ГУ МЧС, которые также брали взятки.
Подполковника Линара Сунгатуллина доставили в здание Советского райсуда вечером 1 июля. Поскольку дежурный судья Марат Хаертдинов был весьма загружен, то в зал заседаний Сунгатуллина заводили уже в восьмом часу вечера – на три часа позже, нежели ожидалось.
Само заседание началось стандартно – с рассказа фигуранта о себе. Сунгатуллин поведал, что женат, воспитывает вместе с супругой троих малолетних детей в возрасте девяти, шести лет и одного года, имеет высшее образование и трудится в ГУ МЧС РФ по РТ.
– Я начальник отдела, – коротко уточнил он на вопрос судьи о занимаемой должности, после чего добавил, что ранее к уголовной ответственности не привлекался.
После этого слово взял следователь 2-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Марат Хадеев. Он сообщил, что Линара Сунгатуллина задержали 29 июня в рамках уголовного дела, возбужденного еще 18 июня. Показания против начальника отдела регионального ГУ МЧС дал некий Разуваев, который рассказал: в прошлом году и нынче передавал Сунгатуллину взятки в крупном размере, дабы получить лицензию на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности для зданий и сооружений.
Согласно открытым данным, Владимир Разуваев является директором небольшого ООО «Мой дом», зарегистрированного в Набережных Челнах. Фирма открыта еще в 2009 году, относится к категории «микропредприятие», официально трудоустроены в ней всего два сотрудника, а основным видом деятельности является производство электромонтажных работ. Впрочем, по данным «ВК», Разуваев покаялся в передаче взяток не только для нужд собственного бизнеса, но и в интересах своих знакомых предпринимателей… Цена вопроса, по предварительным данным, составляла около 200 тысяч рублей за один разрешительный документ. Как бы то ни было, на заседании было упомянуто лишь то, что мужчина и сам сейчас является фигурантом уголовного дела, но более никаких деталей следователь Хадеев не раскрыл.
Представитель СУ СКР по РТ добавил лишь, что 30 июня задержанный Сунгатуллин был допрошен в качестве подозреваемого и отрицал вину в получении взяток. В тот же день ему предъявили обвинение и допросили еще раз уже в новом статусе, но признательных показаний снова не услышали. Однако, подчеркнул Хадеев, в виновности обвиняемого у следствия сомнений нет – она якобы подтверждается показаниями не только Разуваева, но и некоей свидетельницы по фамилии Акиямова, а также иными доказательствами. Их следователь предпочел не раскрывать, заявив, что это может помешать разоблачению «иных должностных лиц» из ГУ МЧС РФ по РТ, которые также участвовали в коррупционной схеме и которых СК надеется найти.
В заключение своего выступления Хадеев попросил отправить Сунгатуллина под арест до 18 августа.
После этого произошел неожиданный поворот: судья Хаертдинов распорядился немедленно освободить обвиняемого из-под стражи.
– В связи с истечением сроков давности, то есть 48 часов с момента указанного в протоколе времени задержания, – пояснил служитель Фемиды, после чего Сунгатуллина вывели из клетки-аквариума и сняли с него наручники.
Адвокат Ильшат Гильманов тем временем пошел в атаку на следователя: защитника интересовало, какая мера пресечения избрана Разуваеву, который дал показания против его доверителя.
– Это к делу не относится, – пытался откреститься от вопроса Хадеев.
Однако судья с ним не согласился и попросил ответить.
– Не могу ответить, – неохотно протянул следователь. – У нас по этому делу работает следственная группа, и на избрании меры пресечения Разуваеву был другой сотрудник…
Интерес Гильманова стал ясен немного позже, когда адвокат объяснил: по данным СМИ, Разуваев находится под домашним арестом.
– Моего доверителя пытаются отправить под стражу, ссылаясь на показания этого человека, который сам является обвиняемым. Мы воспринимаем меру пресечения как способ воздействия (на Сунгатуллина. – «ВК»), дабы добиться каких-то показаний, – говорил Гильманов. – Мой доверитель ни от кого никогда не скрывался! Следователь в своем выступлении основывался только на собственных предположениях, не подкрепив их никакими весомыми доводами.
В заключение адвокат попросил избрать для Сунгатуллина домашний арест. Сам обвиняемый также пожелал для себя именно такой меры пресечения, подчеркнув, что считает себя невиновным.
– Каких-то конкретных доказательств моей вины следствие не предоставляет, – вторил он адвокату. – Прошу также не забывать, что я отец троих детей, один из которых грудничок, под домашним арестом я смогу помогать жене присматривать за ним. Одной ей будет очень тяжело. Квартира у нас, кстати, соципотечная, в «Салават Купере»…
Судья, однако, не внял доводам многодетного отца и его защитника – ходатайство следователя было удовлетворено. Так что на свободе Сунгатуллин пробыл недолго, на него снова надели наручники и увезли в СИЗО. Впрочем, подполковник к такому повороту был явно готов, поскольку при себе у него уже была сумка с необходимыми вещами.
Стоит также отметить, что за последние годы сотрудники МЧС регулярно оказываются в центре громких уголовных дел. К примеру, весной этого года в злоупотреблении полномочиями и растрате 56,7 млн бюджетных рублей заподозрили 52-летнего замглавы МЧС РТ Олега Степущенко (сам он вину не признал). По версии следствия, в 2013 – 2019 годах ведомство заключало госконтракты с частными фирмами «Спецлаб-Казань» и «Территория безопасности». Эти компании-подрядчики должны были смонтировать в Татарстане сиренно-речевые установки для оповещения населения о ЧС. Однако работы якобы были произведены в неполном объеме – примерно треть установок оказалась в нерабочем состоянии. Тем не менее замминистра Степущенко подписал акты о принятии работ, и из республиканского бюджета фирмы получили немалую сумму – 56,7 млн рублей. Как полагают в СУ СКР по РТ, замглавы МЧС не случайно закрыл глаза на неисполнение условий контрактов. Степущенко близко знаком с руководителями обеих фирм, кроме того, в них трудились его родственники. Следствие пыталось добиться заключения замминистра в СИЗО, однако суд счел, что достаточно будет ареста домашнего.
А в прошлом году другой эмчеэсник, Фархад Сафиуллин, был пойман у тайника с наркотиками в компании друга, казанского мирового судьи Айдара Хадиуллина. В итоге сотрудника МЧС обвинили в наркоторговле и отправили в СИЗО, где он находится до сих пор.
В том же 2020 году был задержан, а затем арестован 57-летний замминистра по делам ГО и ЧС РТ Ильхам Насибуллин. Его подозревали в особо крупном мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. По версии СУ СКР по РТ, еще в 2013 году замминистра вместе с высокопоставленными коллегами из МЧС организовали фирму, которая дублировала работу государственной поисково-спасательной службы и в которой трудились те же сотрудники. В итоге за время работы фирмы (с 2013 года по февраль 2020-го) ее бенефициары заработали на контрактах с потенциально опасными предприятиями почти 162 млн рублей. Через несколько месяцев уголовное дело в отношении Насибуллина было передано в Москву; ожидается, что до конца текущего года материалы передадут в суд.