Развлечь праздношатающийся по набережной Кабана народ игрой на шарманке решил казанский музыкант Дмитрий Бикчентаев. Перформанс, который он устроил в пятницу вечером, удался – благодарная публика щедро вознаградила музыканта, пожертвовав за два часа 408 рублей, а уж сколько было улыбок! Ручку мини-органа покрутила и корреспондент «Вечерней Казани».
Шарманка, с которой автор-исполнитель Дмитрий Бикчентаев вышел в пятницу вечером на набережную Кабана, отложив привычную гитару, – это умный агрегат с программным обеспечением, способный исполнять 34 мелодии, тогда как обычная шарманка может запомнить не более четырех песен. Американский мастер, изготовивший инструмент по заказу казанского музыканта, заложил в плей-лист марши, польки, вальсы, мазурки, попурри на разные темы и всем известную Happy Birthday.
– Вот я и подумал, чего ж такую красоту взаперти держать? Времена нынче тревожные, народ в напряжении, захотелось казанцам какую-то разрядку устроить, порадовать их немножко, – объяснил Бикчентаев корреспонденту «ВК», зачем он вышел на набережную.
По словам музыканта, шарманка, которая исчезла (почти) с улиц Казани 100 лет назад, сегодня вновь оказалась на пике популярности в Европе и США, там проводят целые фестивали шарманщиков. При этом растет спрос не на антикварные, а на созданные современными мастерами инструменты.
– Спрос, конечно, не массовый, ведь удовольствие это недешевое. Поэтому производство не предполагает серийности, каждая шарманка уникальна, – поясняет Дмитрий. – Во всем мире всего человек десять изготавливает шарманки, и с двумя из них я знаком лично. В моей коллекции, состоящей из более чем 150 музыкальных инструментов, три шарманки, все сделаны одним мастером – бывшим нашим соотечественником Анатолием Зай-Рузо, ныне живущем в городе Чешир американского штата Коннектикут. Две другие мои шарманки казанцы слышали в спектакле «Сон шарманщика» ансамбля «НеЗаМи» (за создание ансамбля, в котором выступают незрячие дети, Бикчентаев был удостоен премии «Своя колея». – «ВК»), а также во время наших совместных концертов с Рустемом Абязовым и его оркестром «Ла Примавера». А эта шарманка впервые вышла в люди.
Для премьеры мы с Дмитрием выбрали мелодию Гленна Миллера. Чуда не произошло, народ на набережной не хлынул к нашим ногам, а продолжал невозмутимо стоять в очереди за лодками. Лишь изредка кто-то поощрительно косил глазом в нашу сторону. Но вот через несколько минут после начала представления в символическом ведерке для пожертвований, прикрепленном к шарманочной тележке, звякнула пара монеток. Ого – целых 7 рублей на счету!
С воодушевлением мы с Дмитрием продолжили поочередно крутить ручку шарманки. И тут к нам подошел насупившийся мужичок в форме с нашивкой «Охрана»:
– Граждане, побираться на набережной запрещается. В общественном месте не положено! – высказал он свое неодобрение.
– Помилуйте, мы не клянчим деньги, просто музыку играем, людей радуем!
– Ага, не клянчат они, – скосил глаза на дно ведерка блюститель порядка. – Имейте в виду, я предупредил.
Тем временем казанцы начинали все больше проявлять интерес к нам и диковинному инструменту:
– Ой, это правда, что ли, шарманка? Настоящая?! Никогда вживую не видели, только в кино!
– А можно мне ручку покрутить? А шляпу дадите примерить?
– А сфотографироваться с вами можно?
Получая на все вопросы и просьбы положительные ответы, в конце концов благодарная публика окружила нас – вот оно, признание!
– Это же мелодия из фильма «Призрак оперы», да?
– Мы потанцуем рядом с вами, вы не против?
– Спасибо за радость, дайте я вас обниму!
– А когда вы еще играть будете? Я друзей приведу!
Забавно, что за время представления ни один человек на набережной не признал в шарманщике известного не только в России, но и за рубежом музыканта.
– Значит, все любители бардовской песни сейчас в лесах, а на набережной отдыхают те, кто предпочитает другую музыку, – улыбнулся Бикчентаев. – Но мне нравится анонимность. В самом деле, не авторский же вечер мы тут проводим.
Поскольку первый опыт выступления шарманщика оказался успешным (за два часа в ведерко для пожертвований накидали аж 408 рублей, а уж сколько улыбок и слов благодарности получил музыкант!), он намерен повторить перформанс, но уже с участием других представителей творческого сообщества Казани. Например, поэтов. Чтобы чудесные звуки шарманки чередовались с не менее чудесными стихами – красота же!..
Фото автора