Выгнали из заведения в центре Казани сотрудников сетевой компании, которые пришли на деловой завтрак. По словам посетителей, администрация кафе сослалась на то, что находиться в их заведении можно не более 40 минут. Владелец кафе «Ханума» Фархат Ибраев, в свою очередь, рассказал «Вечерней Казани», что компанию из восьми человек заранее предупредили – столик забронирован, кроме того, гости вели себя шумно и мешали другим посетителям. Эксперты «ВК» отметили, что ограничивать гостей в сумме заказа или времени незаконно, однако признали, что рестораторы не первый год жалуются на фрилансеров и блогеров, которые полюбили проводить свои деловые встречи или в одиночку работать в кафе за чашкой кофе.
Видео, как компанию прогоняют из кафе «Ханума» на улице Баумана, появилось в соцсетях в середине недели.
«Убирайтесь, пожалуйста», – заявляет женщина – администратор заведения на видео.
Как рассказала «ВК» автор одного из видео Эльвира Мадиярова, инцидент случился утром во вторник, когда она с родителями и партнерами пришла на завтрак в «Хануму».
– Мы развиваемся в сетевой IT-компании, и у нас есть традиция где-то раз в месяц встречаться с партнерами на бизнес-завтрак в заведении. В этот раз одна из наших коллег порекомендовала «Хануму», поэтому мы пошли туда. Скажу сразу в ответ на комментарии, которые поступали: офис у нас есть, большое помещение на улице Камала, но в то утро мы хотели поесть, а не только обсудить рабочие моменты. Нас посадили за стол, никаких разговоров про рассадку по двое не было и в помине, но нас, наоборот, это устроило. Если бы нас отказались сажать вместе, мы бы просто ушли в офис. Все сделали заказ, довольно приличный. Например, я заказала лагман и хачапури по-аджарски, – рассказала Мадиярова.
Спустя час, когда компания уже рассчиталась, к ним подошел официант и довольно грубо, по словам девушки, попросил всех на выход:
– Он начал просто двигать стул под одной девушкой и требовал покинуть помещение, сказал, что стол забронирован на 12.00, им надо его еще убрать, а было где-то 11.15, мы сказали, что доедим сейчас и через 15 минут уйдем. Вскоре к нам подошла другая женщина, как я поняла, владелица заведения, и поучительным тоном начала нас выгонять, будто мы провинились. Я и мой папа были в шоке от такого приема и начали снимать все на видео. В этот момент женщина подошла к нему и стала вырывать его телефон! Потом они позвали мужчину – владельца заведения, он заявил, что можно только 40 минут у них находиться. Конечно же, мы ушли! Я рассказала об этом на своей странице и советовала всем не ходить в это кафе, – рассказала Мадиярова.
Владелец «Ханумы» Фархат Ибраев представил другую версию событий. По его словам, компанию сразу предупредили, что на 12.00 столик забронирован, но сетевики ни в какую не хотели покидать заведение:
– К сетевикам у меня нет никакого предвзятого отношения, дело в том, что они вели себя некрасиво. Перекусили немного в течение 15 минут, а остальное время проводили какой-то свой семинар, достали блокноты, обсуждали все довольно шумно. А у нас же семейное, халяльное заведение, рядом были посетители с детьми. В двенадцатом часу к ним подошел официант, напомнил, что в 12 часов стол забронирован, они попросили подождать 15 минут, но не ушли. После чего к ним подошла моя жена – администратор, снова вежливо попросила освободить столы, они заявили: мы не хотим уходить, принесите нам еще одну чашку кофе, и мужчина-посетитель начал снимать мою жену на телефон. А она у меня мусульманка, нельзя же так, некрасиво это. Она подошла и рукой хотела прикрыть камеру, а они это представили, будто она хочет вырвать телефон. Только когда я приехал, они уже пошли на выход и все кричали, что их оскорбляют, выгоняют… И фразу про 40 минут они выдернули из контекста: мы при бронировании столов оставляем запас в один час, к примеру, если стол занят до 12.00, то следующих мы бронируем только на 13.00, даем 40 минут запаса времени гостю и себе 20 минут на уборку. Возникло недопонимание, а гости из этой ситуации устроили хайп, войну нам объявили в «Инстаграме». Мы же зла на них не держим.
Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова объяснила «ВК», что ограничивать во времени или сумме заказа в заведениях общепита не должны. Не важно и то, какого статуса гость пришел в кафе:
– С позиции сервиса в нашей индустрии мы обслуживаем гостя до того момента, пока он сам не захочет встать и уйти, не важно, сколько он заказал, пусть даже только чай. Нет таких правил хоть гласных, хоть негласных, что нельзя заказывать только чай или сидеть в заведении больше определенного времени. Там, где есть ограничения по времени, гостям должны сказать об этом на входе. Любого гостя мы должны принять со всей учтивостью. Я за годы своей практики знаю много случаев, когда гости заходили попить кофе или чай, их хорошо обслуживали, и эти люди не только сами вернулись, но и привели друзей, заказали банкеты на сотни тысяч рублей. И даже если посетитель показался работнику несколько неадекватным, юридически, по статье 426 ГК РФ, это не повод отказать покупателю в обслуживании.
Между тем председатель региональной общественной организации Союз потребителей РТ Марс Исмагилов признал, что фрилансеры, сетевики и блогеры – большая проблема общепита.
– К нам обращались предприятия по этому поводу уже давно. Им не нравится, что блогеры приходят, берут чашку кофе и проводят собрание либо работают за ноутбуком. Для таких целей есть коворкинг, офисы, погода прекрасная – можно сесть на набережной Кабана и провести там собрание, – отмечает Марс Исмагилов. – Единственный законный способ договориться с такими гостями – предъявить ГОСТ об услугах общепита. По нему заведение оказывает услуги непосредственно питания и досуга. Администрация кафе может запретить не связанную с досугом и приемом пищи деятельность, в том числе и коммерческую. Либо оказывать эти услуги дополнительно: бесплатно или платно, на свое усмотрение. Например, установить тариф: 200 рублей в час с человека – и сидите, работайте, можно даже без кофе. Если же человек пришел непосредственно есть, проводить досуг, то по закону о защите прав потребителей его не должны ограничивать в чеке или времени.