«Так больше 14 тысяч он не получает?»: депутатов Татарстана шокировал размер зарплаты молодого учителя

Не поверили, что молодой учитель в Казани получает меньше 15 тыс. рублей, и одобрили проект республиканского бюджета на 2021 год депутаты Госсовета РТ на вчерашнем заседании комитета  по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

Первым делом депутаты рассмотрели параметры бюджета на следующий год. Замминистра финансов РТ Алексей Шишкин рассказал, что в бюджете республики на 2021 год прогнозный объем расходов составит 271,5 млрд рублей, дефицит – 3 млрд. Несмотря на пандемию и ее экономические последствия, расходы на «социалку» решено не трогать. В бюджете заложены средства и на индексацию зарплат бюджетникам, и на повышение МРОТ, а вот «министерства пришлось немного поджать», и на повышение зарплат чиновникам в следующем году денег не предусмотрено.

 – Консолидированный бюджет на сферу образования составит 101,7 млрд рублей. Это самая большая отрасль, самые большие средства, все самое-самое, – отметил Шишкин.

 В Татарстане будет продолжено строительство школ и детсадов, капитальный ремонт учреждений образования, создание детских мобильных технопарков «Кванториум», сохранится грантовая поддержка педагогов и т.д.

 А замминистра экономики РТ Олег Пелевин сообщил, что в условиях эпидемии КФУ и КНИТУ-КХТИ  были включены в перечень системообразующих организаций российской экономики и теперь могут рассчитывать на дополнительную федеральную поддержку.
 
Затем перед депутатами с докладом о совершенствовании системы профессиональной подготовки педагогов выступил министр образования РТ Ильсур Хадиуллин. По его словам, в прошлом году Татарстан был отмечен Рособрнадзором как регион-передовик в этой области. В этом году систему продолжат развивать и откроют в Казани для учителей два новых центра. Первый – оценки их профессионального мастерства на улице Социалистической (как отметил министр, «такого еще у нас не было»). Второй – непрерывного повышения профмастерства на базе КФУ.

По словам Хадиуллина, министерство ежегодно мониторит потребность республики в педагогических кадрах и формирует прогноз на семь лет вперед. На сегодня укомплектованность учреждений образования кадрами составляет 95% (в школах не хватает около 2 тыс. учителей. – «ВК»). Больше всего вакансий открыто для учителей русского языка, математики, химии, физики, педагогов начальных классов.

– На 2021 год прогнозируемая потребность в кадрах – 1500 педагогов общего и дошкольного образования. Она обеспечивается за счет выпускников педагогических вузов и колледжей, а также за счет переподготовки, – заверил министр.

По данным минобра, средний возраст учителей в Татарстане – 47 лет. Доля работающих пенсионеров в сфере образования составляет 16%, а доля молодых специалистов, проработавших по специальности три года – 7,5%.

– В последние годы мы наблюдаем приток молодых учителей, – оптимистично заметил глава минобра.

 – В 2020 году КФУ выпустил почти две тысячи молодых педагогов. По статистике, около 60% сразу идут преподавать, остальные частично подтягиваются в течение последующих трех лет, – не менее оптимистично добавил проректор КФУ Тимирхан Алишев.

 Однако возникшую у собравшихся уверенность в светлом будущем сферы образования поколебала директор казанской гимназии № 90 Гульсина Закирзянова, приглашенная в Госсовет в качестве содокладчика Хадиуллина. Не желая утомлять депутатов выступлением по бумажке (комитет к тому моменту заседал уже два часа. – «ВК»), Закирзянова  решила рассказать о работе с кадрами своими словами. Получился крик души:

– Мой педстаж 36 лет. 21 год я директор школы… Вот тут написано (в материалах заседания. – «ВК»), что количество выпускников педагогического профиля превышает кадровую потребность школ. Хорошо, приходит ко мне молодой специалист, что я могу ему предложить? Ставку за 14,5 тысячи рублей. Потому что стажа у него нет, квалификационной категории тоже. Поэтому доплаты за то и другое не будет. Единственное, что я могу ему сказать: «Работай, дорогой! Вот через несколько лет, когда ты заработаешь стаж и категорию, ты получишь столько-то…». Единственная возможность повысить зарплату молодого специалиста – это грант «Наш новый учитель», существенная такая поддержка, но не все учителя приходят с этим грантом.

Еще я не могу предложить приезжему молодому специалисту – а я очень довольна работой Елабужского и Челнинского пединститутов – жилье. Снимать квартиру в Казани очень дорого. Молодые специалисты кучкуются, чтобы арендовать жилье. Они вынуждены подрабатывать, соответственно, у них не хватает времени на подготовку к урокам. Я считаю, молодых специалистов надо поддерживать на государственном уровне.
 
Хотела бы еще сказать о распределении выпускников. Куда они уходят? Я считаю, что если они выучились в вузе на бюджетные деньги, они должны распределяться по школам. По тем вакансиям, которые заявляет школа. Я пять лет даю вакансию учителя русского языка и литературы. У меня три учителя этого профиля старше 60 лет, спасибо им, что работают… Я несколько лет объявляю вакансию учителя математики, учителя технологии. Конечно, кто-то приходит, проходит переподготовку при институте образования… Это все здорово, но если мы говорим о закреплении специалиста на месте, то нужно поднимать социально-экономические вопросы…
 
Вот вы тут говорили о подготовке учителей для полилингвальных школ. Но чем будет отличаться зарплата молодого специалиста, который может обучать детей на татарском и английском языках, от зарплаты обычного учителя? Ничем.
 
Молодой учитель вынужден брать две ставки. Естественно, что это очень эмоционально и физически затратно. Учитель сталкивается с классом, где 30 детей, он сталкивается с родителями, которые хотят, чтобы их ребенок был лучший в учебе. Никогда в моей педагогической практике не было такой проблемы, как сейчас, когда родитель приходит и говорит: «А почему Пете учитель ставит пять, а моему Ване – четыре?», и бежит в прокуратуру. Это тоже очень больной вопрос… Конечно, если молодой специалист попадает в школу с благоприятной средой… он задерживается в ней. Хочу сказать, что у меня в школе не так все плохо: 60% педагогов – в возрасте до 40 лет. Но, тем не менее, становится все труднее и труднее говорить с молодыми педагогами о нравственной составляющей профессии. Все-таки должно быть покровительство учителей со стороны государства. Конкурсы, гранты – это все, конечно, хорошо, но нужно говорить о том, что учитель – это не услуга… Мы очень благодарны министерству образования и Ильсуру Гараевичу за то, что делается в сфере образования. Мы понимаем, что перед учительством сегодня стоит большая задача достижения качества. Но достижение качества при уставшем учителе невозможно! Учителя надо освободить от ненужных процедур. Не подумайте, что я веду какую-то оппозиционную политику. Я говорю оттуда, откуда пришла. А я пришла из школы.
   
– Вы сказали 14 с половиной тысяч? Это что за зарплата такая? – удивился депутат Александр Славутский.  

– Это базовая ставка за 18 часов. Если  вычесть налоги, где-то 11 тысяч на руки, – ответила директор гимназии.

«Как же это?», «это где такая зарплата?», «нет, не может быть!», «так в итоге сколько молодой учитель получает?» –  зашумели шокированные цифрами депутаты.
 
–  А средняя зарплата по школе у вас какая? – перекрывая гул, поинтересовалась секретарь Госсовета Лилия Маврина.
 
– Средняя по школе у нас 36 тысяч рублей. Но у молодого специалиста – 14, если бы у него были стаж, категория… – снова принялась объяснять Гульсина Закирзянова.
 
– Так больше 14 тысяч он не получает? – вновь не поверил своим ушам Славутский и изумленно посмотрел на своих коллег: – Так чего же мы хотим? Кто наших детей будет учить?..

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment