«Смейся, паяц, над разбитой любовью!»: на сцене казанской оперы закипели итальянские страсти

Оперой «Паяцы» в концертном исполнении открылся вчера в Казани XXXIX Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. Несмотря на отсутствие костюмов и декораций, зрителями полностью завладели кипящие на сцене итальянские страсти. От них потряхивало и самих солистов, хористов и музыкантов оркестра, которые после спектакля никак не могли разойтись, обмениваясь впечатлениями.

Повышенный интерес казанских меломанов к опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы», входящей в золотой фонд, объясним: в афише театра им. Джалиля ее не было несколько десятилетий, в последний раз «Паяцев» в Казани ставили в 1973 году. Зрителей манил и звездный состав солистов, все они представляли Мариинский театр. В главных партиях блистали Ахмед Агади (Паяц), Евгения Муравьева (Недда), Роман Бурденко (Тонио), Дамир Закиров (Беппо), Владислав Куприянов (Сильвио).

Как выяснилось, создать к открытию нынешнего Шаляпинского фестиваля полноценную версию «Паяцев» казанскому театру помешала пандемия. Но от своих намерений руководство ТАГТОиБ им. Джалиля не отказывается.

– Планируем осуществить полномасштабную постановку «Паяцев» – со сценографией и костюмами – к сентябрю, – сказал корреспонденту «ВК» знаменитый театральный режиссер Юрий Александров, который приехал в Казань за неделю до показа концертной версии «Паяцев», чтобы успеть поработать с солистами и хором.

«Паяцы» считаются каноническим произведением, созданным в жанре веризма (от слова vero – истинный, правдивый), – это близкое к натурализму течение в литературе, живописи и оперной музыке, возникшее в Италии во второй половине XIX века. Для веризма характерно правдивое отображение жизни простолюдинов, острые драматические коллизии и подчеркнуто эмоциональный стиль.

Фестивальные «Паяцы» поразили зрителей именно бурлящими эмоциями. История из жизни странствующих комедиантов почти 200-летней давности похожа на многие истории из нынешней криминальной хроники: любовный треугольник, жгучая ревность и отчаяние, доведшие до убийства… Представшие перед публикой в смокингах и концертных платьях солисты были настолько убедительны, изображая дикие страсти, что, казалось, на сцене вот-вот действительно прольется настоящая кровь.

После окончания криминально-бытовой драмы зрители щедро наградили артистов овациями за возможность испытать бурю чувств. Среди тех, кто неистово аплодировал мастерам сцены, корреспондент «ВК» заметила министра культуры РТ Ираду Аюпову, настоятеля Никольского собора протоиерея Иоанна Барсукова, аксакала Камаловского театра Равиля Шарафиева.

После спектакля у служебного входа возникла стихийная тусовка: хористы, музыканты оркестра все никак не могли разойтись по домам, обмениваясь впечатлениями.

Всего в афише нынешнего Шаляпинского фестиваля заявлены девять спектаклей и два гала-концерта с участием оперных звезд – на казанскую сцену выйдут четыре десятка певцов, представляющих ведущие театры России – Большой, Мариинский, Михайловский, «Новую Оперу», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, оперные театры Екатеринбурга, Красноярска, Белоруссии…

Фестиваль продолжат зрелищные оперы «Пиковая дама» П. Чайковского (4 февраля), «Турандот» Дж. Пуччини (7 февраля), «Травиата» (9 февраля), «Трубадур» (11 февраля) и «Набукко» (16 февраля) Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (18 февраля). 13 февраля, в день рождения Федора Шаляпина, по традиции будет дана народная музыкальная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского. Национальный репертуар в программе фестиваля будет представлен оперой Р. Ахияровой «Сююмбике» (22 февраля). Завершится Шаляпинский двумя гала-концертами (26, 27 февраля).

Стоит отметить, что нынешний Шаляпинский фестиваль проходит в юбилейный год для Татарского государственного театра оперы и балета им. Джалиля: 65 лет назад, в сентябре 1956 года, он впервые открыл свои двери для зрителей.

Фото Павла ПЛАТОВА

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment