Скатертью дорога. Какие преимущества даст новая скоростная трасса М-12

Автодор

Считанные дни остались до запуска платной скоростной автодороги М-12 от Москвы до Казани – её открытие намечено на 20-е числа декабря. Что даст регионам новый транспортный коридор, который в 2024 г. продлят до Екатеринбурга и Тюмени, корреспондент «АиФ-Казань» узнала на международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» в столице Татарстана.

Соединяет север Москвы с востоком

М-12 – без преувеличения автодорожная стройка века. Заказчик проекта госкомпания «Автодор» называет запуск дороги первой технической категории протяжённостью 810 км рекордом. Ведь в истории отечественного дорожного строительства такого проекта еще не было никогда.

Плюсы новой автомагистрали очевидны – улучшение транспортной доступности (время в пути от Москвы до других городов сокращается в два раза), развитие туризма, экономики.

Основные характеристики трассы назвал руководитель проектного офиса М-12 госкомпании «Автодор» Виталий Шмаров. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Новая автомагистраль успешно интегрирована в столичную дородную инфраструктуру. Открытый 8 сентября этого года Московский скоростной диаметр –  участок М-12 в черте столицы – по своим масштабам сопоставим с МКАД. Шестиполосный участок диаметра до М-12 начинается в районе станции метро «Лухмановская», пересекает ул. Покровская, Сочинская, Маресьева, проходит вдоль реки Пехорки и стыкуется с трассой М-12 Москва-Нижний Новгород-Казань.

 «Новая магистраль соединяет север Москвы с востоком, идёт в обход центра и позволяет сэкономить время, – пояснил заместитель начальника управления архитектурного совета комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Глубокин. – Плюс это ещё и часть огромной магистрали, которая соединяет сейчас Казань и Санкт-Петербург. Существенно сокращается время поездки по маршруту от Казани до Санкт-Петербурга (1500 км) по новой дороге займёт 18 часов, не 22 – 23 часа, как сейчас».

А ещё трасса даст новый импульс развитию территорий. Так, Сергей Глубокин напомнил, что отрезок М-12 в черте столицы примыкает к довольно проблемному району Некрасовка. Проблемному потому, что там сохранились пережитки советского стиля застройки, когда возводилась исключительно монофункциональная жилая застройка, слабо обеспеченная какими-то другими функциями.

«Приход крупной магистрали в район Некрасовки позволил развивать эту территорию как многофункциональную, разместить там довольно серьёзные объёмы промышленности, технопарков, – отметил зам. начальника управления архитектурного совета комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. – То есть трасса позволяет переломить функциональный перекос, изначально заложенный в этот район».

Второй регион после Москвы на пути М-12 – Владимирская область. Что даст ей близость к новой скоростной трассе?

На Восток! Трассу М-12 до Тюмени продлят по существующим дорогам

Главный архитектор Владимирской области Валентина Землянская считает, что в первую очередь снизится напряжённость и основные потоки, которые проходят сквозь Владимирскую область по трассе М-7. Открытый контрольный участок [от Москвы до Владимира] уже сейчас очень востребован для объезда М-7.

«Двигаясь по М-12, можно быть уверенным, что за 2,5 часа доедешь из Владимира до Москвы, – сказала Валентина Землянская. –  По М-7 время в пути предугадать сложно – дорога может занять и четыре и шесть часов. Она достаточно насыщена, поэтому у нас периодически идут ремонтные работы, малые города на протяжении всего отрезка от Москвы до Нижнего Новгорода рассечены. Это очень плохо отражается на доступности исторических городов для туристов. Новая трасса позволяет развивать промышленные территории, при этом сохраняя исторические города, снимая нагрузку с внутригородских дорог и М-7».

Но главный архитектор Владимирской области видит и риски в запуске М-12:

«У трассы, можно сказать, две стороны медали. Мы переживаем отток трудовых ресурсов, потому что новая трасса позволяет динамично передвигаться из одной части региона к другой. При этом малые города могут быть обесточены, остаться без трудовых ресурсов. Это минус».

«Людей надо слышать!» Что даст татарстанцам дорога века М-12

Избавит Казань от пробок?

Цифры, иллюстрирующие эффект трассы «Восток» для Татарстана, назвал на форуме мэр Казани Ильсур Метшин. Так, в среднесрочной перспективе, по оценкам экспертов, турпоток увеличится на 1 млн человек. Для сравнения – за 10 месяцев 2023 г. в республике побывало 3,7 млн туристов). 

«Уже сегодня можно говорить о положительном кумулятивном эффекте, который окажет новая дорога на экономику Татарстана. В частности, на 15-20 тысяч возрастет количество рабочих мест в смежных отраслях», – отметил Ильсур Метшин.  

М-12 мост через Волгу Фото: АиФ

Ещё один плюс – новые возможности развития южной части Казани. Поэтому первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин назвал появление М-12 и нового моста через Волгу глобальным сдвигом всей географии. Весь фокус активности, внимания смещается в южную зону, которая имеет колоссальные перспективы по развитию, жилищному строительству, инвестиционным проектам.

Но М-12 изменит не только Казань. По словам Максима Викулина, в 2024 г. начнётся разработка мастер-плана Камской агломерации, куда входят Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. Так, Нижнекамск получит огромный импульс для развития, сократится время до других городов.

«Это как естественный прирост, так и миграционный, – пояснил директор департамента земельных отношений и градостроительства администрации Тюмени Дмитрий Иванов и назвал перспективы входа Тюменской области в мегапроект М-12. – Тюменская кольцевая дорога уже не справляется с потоком транспорта, поэтому разрабатывается проект строительства второго «кольца» вокруг Тюмени – южного обхода. Он соединит трассу Тюмень – Екатеринбург (по сути, сегодня это уже трасса М-12), а дальше развязками трассу Тюмень – Курган – дорогу в Среднюю Азию. Соединит также трассу Тюмень – Омск и дальше Дальний Восток».

«Очевидно, что жизнь до трассы и после будет совершенно другой, – резюмировала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. – И нам всем надо будет очень крепко подумать о сохранении своей идентичности, потому что связанность городов резко увеличится. Турпотоки, потоки трудовой миграции изменятся. Как сделать так, чтобы максимально этим пользоваться, а с другой стороны – сохранить самость, самобытность каждого города? Это очень интересная задача для нас всех».

КСТАТИ

М-12 пройдёт по территории Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. В Татарстане – по территории Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Лаишевского и Пестречинского районов. На пересечении с основными транспортными магистралями Татарстана построят шесть транспортных развязок. Откроют шесть новых многофункциональных зон с игровыми и спортивными площадками, фудкортами, другой инфраструктурой. 

Разрешённый скоростной режим на трассе – 110 км. Трассу позиционируют как скоростную и при этом безопасную. Ведь это автодорога с высоким качеством покрытия. Безопасность дорожного движения повышается ещё и потому, что разгружаются уже существующие дороги. Тем не менее, в кулуарах форума «Казаныш» говорили о вероятности аварий из-за монотонности трассы. Из-за неё особенно в ночное время снижается бдительность автомобилистов. Возможно, избежать этого поможет установка баннеров, панелей с информацией о том или ином регионе.  

Оцените материал

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment