Сабантуй: в войну праздновали, а во время пандемии коронавируса?..

Состоится ли в нынешнем году праздник плуга? Какими надеждами живут главы муниципальных районов, организаторы, артисты? Корреспондент ИА «Татар-информ» выяснила, какие настроения царят в народе в преддверии национального праздника.

В этом году из-за пандемии коронавируса все массовые культурные мероприятия были перенесены или отменены. Корреспондент ИА «Татар-информ», пообщавшись с жителями нескольких районов Татарстана, пришел к выводу, что вероятность празднования Сабантуя в этом году сохраняется. Возможно, в районах республики Праздник плуга пройдет 20 июня, а в селах – 21 июня. Но вся республика ждет Указ Президента Татарстана Рустама Минниханова.
 
«Предложения выступить на Сабантуе уже поступают»
 
Певица татарской эстрады Ильсия Бадрутдинова рассказала, что артистам звонят с обращениями из районов республики:
 
«Конечно, артисты так же ждут Сабантуи. Это ведь не только праздник, но и наша работа. Созваниваемся с коллегами, обсуждаем. Не буду скрывать, по слухам, 20 июня праздник может состояться. Предложения выступить на Сабантуе поступают. На вопрос, точно ли состоится праздник, отвечают, что пока под вопросом».
 
«Есть идея начать с вечера»
 
Районный батыр Сабантуя по национальной борьбе корэш, предприниматель Рафкат Самигуллин рассказал, что в селе Старое Алпарово Алькеевского района к празднованию уже готовятся:
 
«Говорят, что районные Сабантуи будут, а мы верим, что и сельские тоже не отменят. Главы районов направили письма спонсорам, поэтому наверняка праздник состоится. Но все зависит от Указа Президента Татарстана Рустама Минниханова.
 
Мы потихоньку начали готовиться, установили скамейки, свет. Майдан меняется на глазах: посажены деревья, площадь превратилась в большой цветник. Если Сабантуй состоится, есть идея начать празднование еще с вечера».
 
Чемпион мира по борьбе корэш Раиль Нургалиев рассказал:
 
«Сабантуй будет, но народу, скорее всего, будет немного, не всех пустят. Есть вероятность, что праздник пройдет в формате онлайн. Мне Сабантуй нравится только в плане борьбы. Нет времени просто сидеть на месте. На Сабантуе ты либо борешься, либо сидишь. Если отошел от майдана хотя бы на полчаса – пропустишь самое интересное. Не получается просто гулять, поедая мороженое, нужно постоянно следить за действиями на майдане».
 
«Многие за то, чтобы отменить»
 
В селе Сикертан Арского района, судя по всему, тоже готовятся к Сабантую. Там запретили привязывать телят на майдане Сабантуя, чтобы не истоптали и не перепачкали траву. В сельском поселении данную информацию и не подтвердили, и не опровергли.
 
Глава же Арского муниципального района Ильшат Нуриев, комментируя возможность проведения праздника, сказал:
 
«Во время весенне-полевых работ встречался с механизаторами, главами агрофирм, 60-70 процентов населения считают необязательным проведение Сабантуя во время пандемии коронавируса».
 
Глава Азнакаевского муниципального района Марсель Шайдуллин:
 
«Население постоянно интересуется – будут ли Сабантуи или нет. Мы готовы провести. Если будет разрешение, конечно, хотелось бы людям поднять настроение. Если не в июне, то в июле. Мы и сами в юности участвовали в борьбе на поясах. Сабантуй – один из моих любимых праздников, еще в детстве мы с нетерпением ждали его, поэтому, если Сабантуй состоится, будет очень хорошо».
 
Глава Кайбицкого муниципального района Альберт Рахматуллин:
 
«Народ каждый год ждет Сабантуй как самый большой праздник. Наверное, в сегодняшних реалиях можно и отменить национальный праздник. Если соответствующий Указ Президента будет – проведем. Надеемся, что все же будет. На мой взгляд, если к концу июня ситуация стабилизируется, можно праздновать Сабантуй».
 
«В Чувашии идет подготовка»
 
Председатель общественной организации «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики» Фарит Гибатдинов отметил, что народ только и ждет решения властей, к празднованию Сабантуя там готовы на все 100 процентов:
 
«Если разрешат провести в июне, значит, проведем в июне. Мы к Сабантую готовы, ждем только команды. Уже договорились с гостями, они тоже ждут решающего слова. Это не просто праздник, это место встречи, общения. В Шыгырдане, Урмаеве и других татарских селах Сабантуй всегда проходит масштабно и красиво».
 
«Душа ждет Сабантуй, но не могу оставить мужа»
 
Поэтесса, автор популярных песен Гульнур Айзат отметила, что в этом году не сможет пойти на Сабантуй, но душой она всегда на одной волне с народом:
 
«Пока ничего о Сабантуе не слышно. Если в этом году артисты съели все свои припасы, не знаю, как они сейчас поживают.
 
Муж болеет (экс-глава Буинского муниципального района Азат Айзетуллов. – Ред.), поэтому последние три года я не ходила на Сабантуй. Когда мой супруг был главой района, принимала участие в подготовке праздника, писала стихи, которые звучали на майдане, помогала составлять программу.
 
Когда жила в деревне, участвовала во всех соревнованиях. Бег с коромыслом, бой в мешках, прыжки в высоту – не оставалась в стороне. Как-то раз пришла с Сабантуя с 18 подарками. Вообще с удовольствием смотрю корэш, парад батыров. А в десять лет мне подарили корзинку за исполнение песни, так я ее до сих пор бережно храню».
 
«Люблю этот праздник за встречи со своим народом»
 
Студентка 4-го курса КФУ Ляйсан Хаерова:
 
«Сабантуй в моем родном селе Маметьево Алькеевского района я каждый год жду с нетерпением, потому что у нас собирается вся родня. Кого только не встретишь на майдане! Вот встретились после долгих лет разлуки бывшие друзья и одноклассники – изменились до неузнаваемости. Понаехали к родне жители городов. Деревенские мужчины и женщины разоделись в лучшие свои наряды – костюмы и платья – несмотря на то, что каждый год на Сабантуй непременно идет ливень с грозой. Здесь встречаются и знакомятся дети и подростки, которые в будущем станут лучшими друзьями. Вот сидят бабушки в белоснежных платках – рассматривают молодежь, пытаясь найти знакомые черты односельчан. Детвора делает первые шаги на сцену – рассказывают стихи, стараясь перекричать свист микрофона. Тем временем и на майдане все бурлит.
 
Прелесть села – в его жителях. Рассматриваешь фото, снятые на Сабантуе, и замечаешь на тысячах запечатленных лиц счастливую улыбку. На гармони играет – народ, хозяин лошади, что пришел первым на скачках, – народ, и тот, что танцует на майдане, забыв обо всем на свете, – все тот же народ. Люблю этот праздник именно за возможность встретиться со своим народом».
 
«Сабантуй проводился даже в годы войны»
 
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, фольклорист Фанзиля Завгарова считает, что в советское время Сабантуй использовался как идеологический инструмент, и поэтому народ не забывает этот праздник:
 
«Сабантуй начали праздновать с 1962 года решением пленума Татарского обкома КПСС. В 60-х годах Сабантуй проходил после окончания посевных работ, к тому времени колхозы окончательно сформировались и уже восстановились после войны. Начиная с 1930-х годов Сабантуй превратился в идеологическое оружие.
 
Сабантуй – счастливый и в то же время несчастливый праздник. Если бы он не был использован в качестве идеологического инструмента, мы бы забыли про этот праздник. Суть его связана с земледелием. Наши предки верили: если проводить Сабантуй согласно традициям, вероятность получить хороший урожай будет выше. После коллективизации колхозные земли не играли для народа большой роли, а своих земель у него не было.
 
До 30-х годов Сабантуй отмечали до начала посевной. Уже после начали проводить посвященные ему парады. Главными ответственными лицами по проведению Сабантуя были секретарь парторганизации и отдел идеологии. Составлялись рекомендации по проведению праздника.
 
Сабантуй устраивали и в годы Великой Отечественной войны. Главный смысл – «мы живы, мы сильны». Борьбы корэш и скачек тогда не устраивали, но по возможности проводили состязания, награждали победителей.
 
В условиях советской идеологии не было интереса проводить Сабантуй до посевных работ, ведь нужно было награждать механизаторов и доярок. Клубы в селах маленькие, а на Сабантуй народ собирается без приглашения, сам, как на праздник. Постепенно к началу Сабантуя добавляются прологи, которые и сейчас длится 40-45 минут.
 
Я считаю, что нет ничего страшного, если в такой год праздник не состоится».
 
Международные Сабантуи, запланированные на ближайшее время, – национальный праздник в Бишкеке (Кыргызстан), Европейский Сабантуй в Софии (Болгария) и Азиатский Сабантуй в Ташкенте –отменены, разрешения на их проведение нет.
 
«Делать прогнозы на будущее пока невозможно. Как все будет, известно лишь Всевышнему», — сказал заместитель Премьер-министра Татарстана, председатель «Милли шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев корреспонденту ИА «Татар-информ».
 
Что касается Сабантуев в регионах и за рубежом, как пояснил Василь Шайхразиев, то здесь решение будут принимать власти регионов и местные татарские организации, исходя из эпидемиологической ситуации. 
 
Вице-премьер ответил и на вопрос о том, будут ли проводиться республиканские Сабантуи: «Решение о том, будет перенесено празднование или нет, пока не принято».
 
В то же время некоторые регионы предложили провести Праздник плуга в формате онлайн.
 
Источник: sntat.ru
Фото: Татар-информ/ Рамиль Гали

Источник

Comments (0)
Add Comment