Глубина ливневок в некоторых местах достигает метра. © /
Ольга Большакова
/ Из личного архива
Для жителей небольшого татарстанского села Сюкеева (Камско-Устьинский район) настало время почувствовать себя горожанами: по одной из главных улиц – Красноармейской – проложили новенький асфальт длиною почти в километр. Казалось бы, есть повод для радости, ан нет! Именно дорога, а вернее сказать, водосточная система, стала яблоком раздора для местных жителей и дорогостроителей.
О «первой невредной дороге»
Листаем «Волжские зори», газету Камско-Устьинского района: в начале сентября в ней появилась статья под названием «Первая невредная дорога».
Оказалось, не такая она и невредная.
Цитата из «районки»: «Дорога оснащена водосточной системой с несколькими фильтрами для очистки сточных вод. В итоге в речку попадёт чистая вода». Здесь же, на странице местного издания, даёт комментарий мастер ДРСУ Ильшат Каримов: «Это первый экологический проект, когда учитывается ценность окружающих земель, когда дорога строится с минимальным воздействием на окружающую среду».
Об экологии, получается, подумали (что само по себе прекрасно), только вот о людях – забыли. Дорогу оснастили водосточной системой, и в некоторых местах глубина ливнёвок достигает метра!
Жители с трудом переходят через ливневки. Фото: Из личного архива/ Ольга Большакова
На Красноармейской проживают в основном люди пенсионного возраста, среди которых труженица тыла Нина Тимофеева и вдова ветерана Великой Отечественной войны Мария Сорокина: такова действительность – в глубинку молодёжь ехать не желает.
Но немало и семей с детьми – на этой же улице, к примеру, находятся дома многодетной семьи Михайловых и двух одиноких женщин: Раисы Мартяшовой, которая ждёт третьего ребёнка, и Ольги Большаковой, воспитывающей двух малолетних детей.
Вот и встал перед этими, «осчастливленными» новой дорогой людьми, вопрос: каким образом им придётся преодолевать препятствие в виде ливневых стоков, чтобы радоваться езде и хождению по асфальту.
Причём особо остро проблема встала перед жителями девяти из 15 жилых домов по ул. Красноармейской. И если летом в хорошую погоду они ещё худо-бедно смогут добраться до асфальта вдоль домов, то зимой и в распутицу это, по понятным причинам, вызовет затруднения.
Зимой переходить ливневку будет сложнее. Фото: Из личного архива/ Ольга Большакова
Ольга Большакова водит машину, поэтому поинтересовалась у дорожников, как она будет выезжать на асфальт. На что получила ответ: «А что вам мешает ехать по обочине? Берёзы? Так мы их спилим».
«А как же зимой, когда снег будет?», – задала вопрос женщина. Ответ, по её словам, не заставил себя ждать: «Этой зимой снега не будет». Вот уж действительно, «есть» повод для шуток.
Только как-то совсем не до смеха.
«Случись чего, ни скорая, ни пожарная машина подъехать к дому не смогут», – сетуют семьи.
Спецслужбы не смогут подъехать к домам. Фото: Из личного архива/ Ольга Большакова
Съезды за свой счёт?
Снова цитата из районной газеты: «По проекту на этой дороге запланированы семь съездов, и в одном месте, где разрыв между съездами очень большой, будет уложена бетонная плита для въезда на дорогу», – отмечает начальник Камско-Устьинского ДРСУ Апастовского филиала ОАО «Татавтодор» Рамиль Ганьятуллин.
Обнадёженные жители были готовы поверить в чудо, но до тех пор, пока не узнали, что «съезды» в данном контексте – это улицы, с которыми пересекается Красноармейская.
Конечно, у жителей есть вариант решения проблемы: сделать подъездные пути к домам за свой счёт. Но это выльется в копеечку и обойдётся для владельца каждого дома в среднем в 20-30 тыс. руб. Таких денег у пенсионеров и одиноких матерей нет. Но они не теряют надежды и верят, что положат плиты к их домам, что будет у них возможность выбраться на асфальт, ведь не зря же в Татарстане реализуется государственная программа «Доступная среда». И их среда должна быть доступной.
Комментарий
Обратитесь к Фемиде
«На автодорогу должен быть доступ, то есть возможность въезда на неё и съезда с неё транспортных средств (п. 2.4 ГОСТа Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»), – говорит юрист Андрей Вавилин. – Меж тем, законодательство не прописывает прямой обязанности органов местного самоуправления или собственников (иных законных владельцев) автомобильных дорог по обустройству подъездной дороги к частным домовладениям.
Если не получается иначе, то этот вопрос можно решить в судебном порядке. Ведь существует угроза для жизни людей из-за отсутствия подъездных путей к домам. К ним не смогут подъехать ни скорая, ни пожарные.
Кроме того, жители домов вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий в пользовании их имуществом (ст. 304 Гражданского кодекса РФ)».